» »

Бизнес план сервиса по кузовному ремонты. Спрос на кузовной ремонт автомобилей. Система налогообложения и оквэд

15.09.2023

В этой статье мы изучим тонкости и нюансы предпринимательства в сфере оказания услуг владельцам автотранспортных средств на примере бизнес плана кузовного ремонта машин. В современном мире количество автомобилей часто превышает два на одну семью, что существенно осложняет дорожную обстановку и приводит к многочисленным авариям. Этот неблагоприятный для автовладельцев фактор является существенным плюсом и стимулятором в развитии бизнеса по восстановлению автомобилей.

Чтобы проявить себя в этой сфере, понадобится значительный объем оборудования, профессиональные мастера с требуемым опытом работ и соответствующей квалификацией. Также важно понимать конъюнктуру рынка и трезво оценивать имеющиеся на нем возможности. В любом случае, чтобы открыть свое дело, понадобятся внешние инвестиции, привлечь которые поможет качественно разработанный бизнес план сервисной станции.

Если вы столкнулись с необходимостью внешнего финансирования вашего бизнеса, готовый бизнес план станет отличным инструментом осуществления вашего проекта и обоснования его привлекательности перед потенциальными инвесторами.

Ключевые особенности бизнес-плана сервисной станции кузовного ремонта машин

Бизнес план станции кузовного сервиса, как главный инструмент планирования

Любой бизнес – это достаточно сложная система, которую образует множество компонентов, взаимодействующих между собой и с внешней средой. Чтобы учесть все это многообразие и характер воздействий, нужно потратить не один день на составление проекта организации своего дела, с учетом необходимости проведения маркетинговых исследований и формирования финансовых моделей. Чтобы упростить и ускорить все процессы проектирования, профессионалы рекомендуют использовать .

Его теоретический и практический аппарат позволяет проектировать коммерческие предприятия любого масштаба и сферы деятельности, а вместе с современными методами маркетингового и финансового анализа, он становится наиболее практичным и незаменимым видом бизнес проектирования любых компаний, в том числе и кузовной сервисной станции .

Описание

Файлы

Специфика отрасли

Проектируемое предприятие представляет собой цех по кузовному ремонту машин , включающий в себя линии сборки и разборки, рихтовки и шпатлевания, колеровочное оборудование и окрасочные камеры. Основными потребителями услуг будут автовладельцы, попавшие в ДТП разной степени тяжести, после которых машину возможно восстановить, также предполагается сотрудничество со страховыми компаниями, необходимое, в свете последних изменений порядка страховых выплат по ОСАГО.

Отраслевые этапы:

  • строительство и оборудование помещения;
  • закупка материалов, красок и формирование штата;
  • прием клиентов и осуществление ремонтных услуг.

Последовательное раскрытие каждого из этапов необходимо включить в качестве составляющих полного и детального проекта сервисной станции .

1 – Резюме

1.1. Суть проекта

1.2. Объем инвестиций для запуска сервисной станции кузовного ремонта машин

1.3. Результаты работы

2 – Концепция

2.1. Концепция проекта

2.2. Описание/Свойства/Характеристики

2.3. Цели на 5 лет

3 – Рынок

3.1. Объем рынка

3.2. Динамика рынка

4 – Персонал

4.1. Штатное расписание

4.2. Процессы

4.3. Заработная плата

5 – Финансовый план

5.1. Инвестиционный план

5.2. План финансирования

5.3. План продаж разработки сервисной станции кузовного ремонта машин

5.4. План расходов

5.5. План налоговых выплат

5.6. Отчеты

5.7. Доход инвестора

6 – Анализ

6.1. Инвестиционный анализ

6.2. Финансовый анализ

6.3. Риски сервисной станции кузовного ремонта машин

7 – Выводы

Бизнес-план сервисной станции кузовного ремонта машин предоставляется в формате MS Word – в нем уже есть все таблицы, графики, диаграммы и описания. Вы можете их использовать «как есть», потому что он уже готов к использованию. Либо можете скорректировать любой раздел под себя.

Например: если вам нужно изменить название проекта или регион расположения бизнеса, то это легко сделать в разделе «Концепция проекта»

Финансовые расчеты предоставляются в формате MS Excel – в финансовой модели выделены параметры – это значит, что вы можете изменить любой параметр, и модель все автоматически рассчитает: построит все таблицы, графики и диаграммы.

Например: если вам нужно увеличить план продаж, то достаточно изменить объем продаж по заданному продукту (услуге) – модель пересчитает все автоматически, и сразу же будут готовые все таблицы и диаграммы: помесячный план продаж, структура продаж, динамика продаж – все это будет готово.

Особенностью финансовой модели является то, что все формулы, параметры и переменные доступны для изменения, значит, корректировать модель под себя сможет любой специалист, который умеет работать в MS Excel.

Тарифы

Отзывы наших клиентов

Отзыв на бизнес-план открытия ломбарда

Скачанный на сайте план-про бизнес-план содержит в себе очень понятное и доступное описание как бизнеса в целом, так и его финансовой составляющей в частности. Расчеты показывают достаточно ясную картину действий и ими удобно пользоваться: вносить правки, корректировать инвестиции, продажи, расходы. Все формулы доступны для изменения и прозрачны.

Иван Некрасов, город Псков

Отзыв на бизнес-план клининговой компании

Выражаем признательность за проделанную работу по созданию бизнес-плана клининговой компании. Благодаря данному бизнес-плану банк одобрил кредит на 18 миллионов рублей на 6 лет.

Елизавета К.Л., Казань

Отзыв на бизнес-план доставки еды на дом: пиццы, суши, обеды, роллы, пироги

Бизнес-план был подготовлен консалтинговой компанией сайт в соответствие с требованиями, качественно и даже немного раньше оговоренного срока. В результате от частного инвестора получили средства в размере 50 млн. руб.

Олег Александрович, город Саров

Отзыв на бизнес-план типографии

Крайне корректный бизнес-план. Он помог нашей типографии получить в Сбербанке кредит, необходимый для расширения производства (21 миллион рублей) , сроком на 4 года.

Сергей В.В., Нижегородская область

Отзыв на бизнес план кузовного ремонта машин

В процессе открытия автомастерской, мы с партнером столкнулись с необходимостью разработки бизнес плана, который требовалось предоставить в банк для получения кредита. В итоге, мы заказали готовый бизнес план ремонта машин в компании План Про, в котором нас привлекла относительно невысокая стоимость и грамотная и полная финансовая модель, с возможностью корректировки показателей в формате Excel. После предоставления проекта в кредитную организацию, мы получили кредит на развитие бизнеса в сумме 25 млн. руб.

Калинин И., ООО «СТО плюс», Московская область

План подготовительных мероприятий

Любой бизнес план , в том числе и по открытию сервисной станции , предполагает несколько обязательных этапов организационных работ, которые послужат основой дальнейшего успешного развития:

  1. Создание компании и ее юридическое оформление.
  2. Получение индивидуального номера налогоплательщика и открытие расчетного счета в банке.
  3. Подбор помещения или земельного участка для цеха кузовного ремонта .
  4. Выбор оборудования, инструмента и прочих составляющих технологического цикла.
  5. Изучение рынка труда, с целью определения источников привлечения квалифицированных рабочих.
  6. Изучение условий предоставления кредитов и внешнего инвестирования.

Приступаем к проектированию плана цеха кузовного ремонта машин

В процессе проектирования определяется последовательность изложения разделов, начиная с резюме проекта и заканчивая описанием рисков и инвестиционной привлекательности.

О компании

Цех кузовного ремонта маши, способный выполнять восстановительные процедуры до 10 единиц транспорта одновременно, с собственным колеровочным оборудованием, профессиональными покрасочными камерами и краскопультами.

Содержание инвестиционного плана сервисной станции

Структура бизнес плана станции кузовного сервиса , должна отображать все аспекты и этапы проектирования, а также содержать необходимые расчеты и выводы:

  • макроанализ отрасли, ее динамика и варианты будущего развития
  • инвестиции в открытие цеха кузовного ремонта машин ;
  • технические аспекты процесса и его материальное обеспечение;
  • объем и структура операционных затрат;
  • планирование выручки от реализации услуг;
  • требования к персоналу и уровень его мотивации;
  • особенности продвижения услуг сервисной станции ;
  • период окупаемости инвестиционного проекта.

Общеотраслевой анализ

В данном разделе описывается общее состояние рынка, его динамика за последние годы, а также возможные варианты его развития или стагнации – то есть перспективы работы на нем. В рамках анализа также важно выделить те преимущества услуг и самой компании, которые помогут завоевать любовь и уважение клиентов, выраженную в количестве заказов и прибыли:

  • высокий уровень профессионализма мастеров;
  • качественное и современное оборудование;
  • возможности одновременного кузовного ремонта нескольких машин;
  • гибкая ценовая политика;
  • короткие сроки ремонтных работ, без потери качества.

Сегодня на рынке также весьма востребованы услуги детейлинга. поможет вам запустить этот бизнес, как отдельное направление, а также, как дополнительное по отношению к кузовным работам.

Инвестиции в бизнес план финансирования сервисной станции

Любой бизнес в сфере оказания высокотехнологичных и сложных производственных услуг требует значительных вложений в оборудование, которое является одной из составляющих успеха и конкурентоспособности. Чтобы привлечь финансирование и получить качественное описание вашего бизнеса, скачайте на нашем сайте образец бизнес плана кузовного ремонта машин, с включением основных финансовых и экономических параметров проекта, что ускорит процессы запуска бизнеса и обеспечит их финансирование.

Состав инвестиционных затрат:

  • подготовка помещения – ХХХ руб.;
  • покупка и монтаж оборудования – ХХХ руб.;
  • найм и обучение сотрудников – ХХХ руб.;
  • приобретение расходных материалов – ХХХ руб.;
  • продвижение услуг новой сервисной станции – ХХХ руб.;
  • прочие непредвиденные инвестиционные расходы – ХХХ руб.

Общая сумма инвестирования в бизнес план компании кузовного ремонта составит от 70-ти до 150-ти млн. руб.

Технология и оборудование

Главные технологические этапы бизнеса: приемка и осмотр автомобиля, разборка для доступа к поврежденной части, рихтовка, шпатлевание и зачистка, подготовка смеси для окрашивания, грунтовка и покраска, сушка.

Оборудование, необходимое для работы по бизнес плану станции сервисного кузовного ремонта:

  • подъёмники;
  • ручной, электрический инструмент и компрессор;
  • рабочие столы и стойки для крепления деталей;
  • колеровочный аппарат;
  • краскопульты;
  • окрасочные камеры;
  • системы вентиляции и кондиционирования;
  • мебель и оргтехника;
  • пожарная и охранная сигнализации.

Финансовые параметры бизнес плана инвестирования сервисной станции

Объем и структура затрат в рамках текущей деятельности компании

Операционные затраты обеспечивают функционирование всех текущих процессов, заложенных в бизнес плана компании кузовного ремонта.

Пример статей операционных расходов

  • арендные и коммунальные платежи — ХХХ руб.;
  • закупка сырья и материалов – ХХХ руб.;
  • техническое обслуживание оборудования и его модернизация – ХХХ руб.;
  • амортизационные начисления – ХХХ руб.;
  • рекламные и прочие виды коммерческих расходов – ХХХ руб.;
  • фонд оплаты труда и отчисления в пенсионные и стразовые структуры – ХХХ руб.;
  • налоги и сборы – ХХХ р.

Итого, ежемесячные расходы на реализацию инвестиционного проекта сервисной станции , составят ХХХ руб.

Выручка от реализации услуг в рамках бизнес плана инвестиций в сервисную станцию

Объемы выручки, которые будет приносить инвестиционный проект сервисной станции , формируются в виде плана продаж, учитывающего месячные объемы и сезонные факторы. Также важно определить те качества и свойства услуг, которые будут способствовать формированию устойчивого спроса:

  • качество и сроки ремонтных работ;
  • использование профессиональных материалов и оборудования;
  • корректный подбор цвета краски;
  • добросовестность сборки и разборки;
  • ценовая политика.

Оказываемые услуги и их доходность:

  1. Комплексный ремонт и окраска – ХХХ руб.
  2. Стоимостная оценка нанесенного ущерба – ХХХ руб.
  3. Полировка и дополнительная обработка окрашенных деталей кузова – ХХХ руб.

Общая доходность бизнес плана цеха кузовного ремонта машин, составит ХХХ руб. в месяц.

Вопросы обеспечения сотрудниками и оплаты труда

В выбранной отрасли квалификация и опыт сотрудников имеют ключевое значение для успешности реализации бизнес плана станции кузовного сервиса , так как никакое оборудование и инструменты не смогут заменить практический опыт колеровщика или маляра.

Примерная штатная структура:

  • директор сервиса – ХХХ руб.;
  • заместитель по коммерческим вопросам – ХХХ руб.;
  • специалист по найму и обучению – ХХХ руб.;
  • бухгалтер – ХХХ руб.;
  • мастер сервисной станции – ХХХ руб.;
  • колеровщик – ХХХ руб.;
  • маляры – ХХХ руб.;
  • специалисты – ХХХ руб.
  • прочий административно – хозяйственный и обслуживающий персонал – ХХХ руб.

Сроки окупаемости инвестиционного проекта цеха кузовного ремонта машин

Окупаемость бизнес плана сервисной станции наступит в течение 3-х – 5-ти лет. показателей. Каждый из параметров финансовой модели можно менять вручную.

Отчет о движении денежных средств - важнейший документ любого бизнес-плана. Содержит комплексную информацию об операционных, инвестиционных и финансовых поступлениях и оттоках компании, а также позволяет оценить общую картину результатов деятельности компании.

Скачайте готовый бизнес план кузовного ремонта машин с финансовыми расчетами и финансовой моделью Excel

При разработке сложных бизнес проектов, в котором технологические, кадровые и финансовые вопросы требуют качественной проработки, лучше всего воспользоваться профессиональными услугами по созданию инвестиционных проектов. В этом случае вероятность возникновения ошибок и неточного описания предметной области стремится к нулю, как и в случае, когда ремонтом вашего автомобиля занимаются настоящие профессионалы.

Оцените такой поход — скачайте у нас на сайте полноценный готовый бизнес план кузовного ремонта машин , с расчетом важных инвестиционных и финансовых параметров проекта. Также вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором мы учтем специфику организации бизнеса в выбранной вами отрасли. Вы получите максимальную отдачу от затрат, короткие сроки разработки и профессиональное обоснование инвестиционной привлекательности проекта для скорейшего привлечения внешнего финансирования.

Сервисная станция может превратиться в целый комплекс услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей, если грамотно спланировать и реализовать начальную стадию ее развития. Все дальнейшие успехи и неудачи будут зависеть от ваших предпринимательских способностей, профессионализма и упорства. Но профессиональный бизнес план послужит надежной стартовой площадкой любого бизнеса.

MS Word Объем: 41 страница

Бизнес-план

Скачать бизнес-план

Отзывы (24)

Бизнес-план автосервиса даст возможность обзавестись любимым делом на законной основе. Вы только обратите внимание, как стремительно развивается мировая автомобильная индустрия, все больше и больше появляется новых марок и моделей автомобилей. Минивэны и джипы, семейные уютные авто и элегантные дамские автомобили заполонили наши улицы. Вот поэтому так важно иметь место, куда можно обратиться в случае поломок.

Бизнес автомастерской предназначен для деловых людей, которые стремятся к успеху и в состоянии сделать свою предпринимательскую идею работающей и эффективной. Вы найдете на страницах документа описание этапов формирования кузовного цеха, а также предоставлены расчеты оборудования боксов для ремонта автомобилей. Подробный финансовый план поможет избежать острых углов, а тщательно проработанная стратегия - простоев оборудования.

Изучите документ, чтобы воспользоваться идеями и экономическими расчетами специалистов, ведь не нужно выдумывать велосипед, если он уже давно придуман. Вы можете взять за основу цифры и доработать собственные разделы, если будет желание сделать узкоспециализированное предприятие, такое как грузовой автосервис или современную мойку с дополнительными услугами.

Представленный документ способен избавить от ряда ненужных шагов и долгих поисков дополнительной информации. Раздел о технико-экономических данных оборудования поможет вам сделать расчеты по своим требования и возможностям, а оценка рисков сведет на нет неверные шаги и ложные умозаключения. Автомобильный парк страны продолжает расширяться, будьте в авангарде компаний, которые возьмут на себя обслуживание железных коней.

Рынок авто-услуг набирает обороты, причем не только в крупных городах, но и на периферии. Над тем, как открыть автосервис, задумываются многие предприниматели, причем большинство из них делают выбор в пользу небольшой мастерской. Открыть свой мини-автосервис проще с точки зрения затрат: если для создания солидного автосервиса и миллиона рублей не хватит, то небольшая мастерская обойдется на первых порах в 15-20 тыс. долларов.

Что необходимо для того, чтобы открыть с нуля маленький автосервис? Юридическое оформление документов для открытия частного автосервиса в этом случае точно такое же, как и в случае с солидной компанией. Система налогообложения и лицензирования в маленьком автосервисе также абсолютно аналогична. Оборудование небольшой автомастерской зависит от видов и объемов услуг, которые планируется в ней оказывать. Эти детали необходимо просчитать перед тем, как начать организацию автосервиса.

На чем точно не стоит экономить при создании данного бизнеса, так это на техническом оснащении. Даже для мини-автосервиса необходимо современное диагностическое оборудование, стоимость которого составляет около 10 тыс. долларов. Кроме того, обязательно потребуется стенд правки аварийных кузовов и подъемник. Важно обеспечить высокое качество подъездных путей, построить нормальную дорогу к автосервису. Ну и, конечно же, не стоит забывать о привлечении клиентов – именно от них зависит валовая прибыль автосервиса.

В связи с постоянным увеличением автомобилей на душу населения по-прежнему высоко значение автосервиса и его место в современном обществе. Сколько можно заработать на начальном этапе, открыв автосервис на 2-3 поста? Все зависит от различных нюансов. Строя планы о том, с чего и как начать бизнеса, как организовать автомастерскую, не стоит забывать о том, что удобное местоположение автосервиса – это львиная доля успеха. Мини-автосервис, расположенный вблизи оживленной трассы, может принести намного больше прибыли, чем солидная мастерская, которая находится на значительной удаленности от дороги.

Рентабельность автосервиса, его прибыльность зависит и от того, насколько перспективные направления деятельности вы выберете. Например, в схему открытия маленького автосервиса вполне укладывается шиномонтаж – затраты на это потребуются небольшие, а спрос на услуги стабильно высок. Организация поста диагностики в автосервисе также весьма необходима, поскольку позволит привлечь больше клиентов.

В организации работы с клиентами автосервиса с целью их привлечения поможет разработка анкеты, где можно будет высказывать предложения по улучшению качества услуг. Ориентируясь на потребности клиентов, вы сумеете повысить свою репутацию. Желая больше узнать об организации работы автосервиса, вы можете читать специальные книги, тратя на их изучение многие месяцы. Но есть вариант лучше: для этого достаточно изучить профессиональный бизнес-план автомастерской. В нем содержится подробная информация об особенностях ведения бизнеса автосервиса.


В настоящее время на 1000 россиян приходится порядка 170 автомобилей, и эти цифры постоянно увеличиваются. Немудрено, что открытие новых автосервисов приносит их владельцам вполне ощутимые доходы. Бизнес по открытию автомастерской включает в себя ремонт автомобилей, автостекол, бамперов и других деталей, подборку краски на авто.

Открывая свой автосервис, о кузовном ремонте задумываются далеко не все бизнесмены. Дело это достаточно дорогостоящее, зато и прибыль радует. Кузовной ремонт представляет собой целый комплекс работ, спрос на которые растет с каждым днем. Важно предложить клиенту безупречное качество услуг, поскольку стоимость их очень высока. В связи с этим имеет значение квалификация мастеров, выполняющих довольно сложную работу. В автосервисе могут трудиться разные виды механиков, но осуществляя поиск кадров для автосервиса, пристальное внимание надо обращать на опыт работы специалистов и уровень их мастерства.

Создавая автосервис своими руками, думая, с чего начать дело, следует учесть, что местоположение мастерской кузовного ремонта не имеет особого значения. Если вы сумеете создать себе репутацию качественного автосервиса, в котором любые работы, в том числе и слесарные, выполняются на очень высоком уровне – от клиентов не будет отбоя.

Для начинающих бизнесменов вопросы «Как открыть автосервис, с чего начать бизнес, какое значение имеет диагностика при кузовном ремонте?» вполне закономерны. И чаще всего трудности связаны с распределением финансовых средств. Следует понимать, что в число основных затрат следует внести расходы на оборудование, необходимое для автосервиса при выполнении кузовных работ. Причем особое значение имеет правильный выбор оборудования для диагностики, автосервис, который имеет все необходимое оснащение, обладает более серьезными шансами найти своего клиента. В диагностическом отделении автосервиса производятся самые важные работы, без которых невозможен качественный кузовной ремонт.

Организация автосервиса может также предусматривать кузовные работы и грузовых авто. Несомненно, расходы на создание бизнеса в этом случае увеличатся. Окупаемость грузового автосервиса предсказать трудно, так как в этом случае имеет значение возможность договориться с владельцами транспортных компаний, которые будут по договору отправлять свои авто на ремонт именно к вам. Партнерский бизнес в грузовом автосервисе – основной залог успеха.

Составляя бизнес-проект автосервиса, все чаще бизнесмены обращаются за помощью к профессиональному примеру бизнес-плана открытия автосервиса с нуля с готовыми расчетами. В нем содержится подробное описание деятельности автосервиса, общая экономическая информация по автосервису, которая позволит сориентироваться на современном рынке услуг по кузовному ремонту. Какова стоимость бизнеса при создании автомастерской, насколько важна в этом бизнесе такая услуга, как диагностика автомобильной электроники – имея под рукой грамотный финансовый документ, легко разобраться во всех нюансах и избежать ошибок. Узнав, с чего начать и как сделать первые шаги в этом бизнесе, вы сумеете составить конкуренцию самым солидным компаниям.


Решив открыть автосервис в условиях финансового кризиса, при дефиците первоначального капитала, многие предприниматели делают ставку на собственный гараж. Ориентировочный бюджет проекта на открытие солидного автосервиса исчисляется миллионами, что, несомненно, по карману лишь немногим. Открытие собственного автосервиса по ремонту автомобилей, по их покраске в гараже, требует гораздо меньших затрат, но при этом требования к данному виду бизнеса сохраняются практически в полном объеме, что становится не совсем приятным сюрпризом для начинающего предпринимателя.

Пакет документов для открытия работы автосервиса в собственном гараже включает в себя сертификат соответствия, дающий право на выполнение конкретных видов работ, разрешение Роспотребнадзора, договор с руководителем гаражного кооператива. Лицензирование услуг автосервиса уже не обязательно, что на руку начинающим бизнесменам.

Но отмены сертификации работ для автосервисов пока не ожидается, поэтому открытие своего дела в гараже также требует определенных хлопот. Занимаясь бизнесом нелегально, предприниматель подставляет свое дело под серьезный удар. Открывая автосервис по ремонту автомобилей в частном гараже, решая с чего начать, многие бизнесмены даже не предполагают, сколько их ожидает трудностей, чтобы легализовать свой бизнес.

Особенности открытия автосервиса таковы, что наличие гаража еще не означает, что вам удастся без проблем выполнить задуманное. Прежде всего, «эксплуатация» гаража возможна лишь после получения разрешения, подписанного руководителем гаражного кооператива. Далее необходимо согласовать открытие автосервиса с Роспотребнадзором. Гараж, в котором планируется открыть автосервис, должен соответствовать строгим требованиям. Проводя экспертизу помещения, специалисты оценивают уровень естественного освещения в гараже, условия водоотведения, канализации и вентиляции, возможности утилизации отходов.

Рассчитывая окупаемость автомастерской, затрат на автосервис, следует учитывать, что в гараже должно быть предусмотрено наличие душа и туалета для работников мастерской. Основные требования к автосервису включают в себя также необходимое удаление от жилой зоны – до нее должно быть не менее 50м. Серьезное внимание при вводе гаража в эксплуатацию будет уделяться и охране окружающей среды на автосервисе.

Размышляя над тем, как построить бизнес, как открыть автосервис и постоянно увеличивать прибыль, следует понимать, что основа успешного управления автосервисом – это умение привлечь клиента. Что любят клиенты, с чего начать частный автосервис – над этим необходимо задуматься еще до того, как будет получено разрешение на ведение данной деятельности. Основными каналами обращения клиентов в гаражный автосервис может стать «сарафанное радио», когда автовладельцы, оставшиеся довольные обслуживанием, рекомендуют вашу точку своим друзьям, а также точечная реклама.

Основные организационные моменты подробно освещаются в образце бизнес-плана открытия автосервиса. Изучив его, бизнесмен без труда разберется в таких нюансах деятельности автосервиса, как особенности заключения договоров на поставки оборудования и запчастей, узнает об основных объектах налогообложения на примере других автосервисов. Как открыть свой бизнес – автосервис в гараже – детально описано в этом документе, и никакой форум для начинающих не даст подробных ответов на самые важные вопросы.

Что лучше открыть – автосервис, мойку, шиномонтаж: задаваясь таким вопросом, многие бизнесмены делают выбор в пользу автосервиса. Во-первых, по причине не слишком высоких затрат, если речь идет о мини-автосервисе, во-вторых, перечень услуг в подобном бизнесе довольно широк, что позволяет привлечь множество клиентов. Автосервис – не самый большой по объему бизнес, тем не менее, он тоже требует вложений, иногда достаточно значимых. Делая эти вложения, важно правильно распределить их и просчитать, хватит ли имеющейся суммы на развитие бизнеса.

Покраска и кузовной ремонт неразделимы, и если вы решили создать на своем автосервисе участок кузовного ремонта, то одновременно с этим следует продумать и организацию малярки. Открытие участка окраски в автосервисе обойдется в солидную сумму, причем экономить на расходных материалах или оборудовании не получится – результат, как говорится, «на лицо», и малейший брак будет заметен невооруженным глазом.

Организация участка покраски авто не менее важна, чем создание поста диагностики. И никакой мега-профессионал не сможет качественно выполнить работу, если под рукой у него будет дешевое оборудование.

Организация работ и обслуживания в автосервисе начинается с определения перечня услуг, которые будут оказываться в мастерской. Это важно сделать еще до того, как вы получите документы, необходимые для работы в автосервисе, поскольку каждый вид услуг должен быть сертифицирован. Это касается и организации малярных и медницких работ в автосервисе. Основной недостаток автосервиса, в котором планируется организация автомалярки – высокие цифры в смете на приобретение оборудования.

Дороже всего обойдется покрасочно-сушильная камера. Конечно, бокс-камеру для покраски автомобилей можно соорудить в автосервисе своими руками, что позволит сэкономить около 15 тыс. долларов. Но, бизнесмены, которые уже имеют опыт открытия автосервиса, крайне не советуют экономить на качественном оборудовании, которое должно соответствовать требованиям безопасности.

Для оптимизации производственных процессов в автосервисе, на малярном участке нелишним будет завести на каждого клиента специальную карточку, в которой должно быть описание повреждений автомобиля, а также указано, какая краска уже была использована в процессе ремонта. Наличие склада-магазина в автосервисе позволит избежать проблем с дефицитом расходных материалов и запчастей.

Рассуждая о том, выгодно ли открытие автосервиса, и существуют ли минусы в этом бизнесе, не следует забывать о том, что огромное значение имеет четкое планирование. Для чего это нужно? Автосервис и все, что с ним связано, может принести солидную прибыль. Но только в том случае, если вы четко знаете, как строится организация труда в автосервисе, насколько важно оказывать внимание клиентам, какая организационно-правовая форма выгодна для автосервиса и как осуществляется в автосервисе контроль от собственника, что представляет собой блок-схема организации процесса оказания услуг.

Бизнес состоит из деталей, незначительных мелочей в нем нет. И один из важнейших элементов организации своего дела – профессиональный бизнес-план кузовного ремонта, в котором содержится вся необходимая информация. Стоит это понять – и вы уже на полпути к вершине небывалого успеха.

Малярно кузовной цех требует грамотной организации. Покрасочно-ремонтные работы неразделимо смежены, они считаются элементами единой цепочки. Узнаем из статьи про правильный расчет будущего цехового предприятия, бизнес проект план и многое другое.

Формирование цеха: начало

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Первоочередно для формирования будущего предприятия следует очень скрупулезно продумать планировку гаража. Надо знать, что неизбежным станет перемещение машины между отделами, отвечающими за покраску и ремонт.

В данном случае, если суметь оборудовать малярно кузовной цех так, чтобы перемещения автомашины, персонала и различных инструментов были минимизированы, это приведет к повышению эффективности в несколько раз. Следственно, увеличится и прибыль цеха.

Процесс планирования – это важнейший этап организации. К сожалению, многие бизнес предприниматели этого не понимают, игнорируя важность изначального планирования и расчета. В итоге, когда работы уже в разгаре, становится ясно, что предприятие не совсем готово. Особенно часто это случается на стадии роста потока клиентов. Происходит рост неожиданно, приходится терять часть клиентуры, так как в гараже просто не бывает достаточно места.

Грамотный расчет проекта – это наилучшее использование всего имеющегося потенциала, включающего не только оборудование, но и команду работников, помещение и многое другое. Изначально требуется провести тщательный план расчет на будущее. Это обезопасит бизнес от непредвиденных случаев, а наполнение всех зон помещения цеха будет обеспечено на самом высоком уровне.

Грамотный бизнес план придется наметить для результативной деятельности предприятия. В соответствии с ним цех будет выполнять правильно задуманные операции в нужный промежуток времени, исходя от конкретных задач.

Грамотно подобранное оборудование

Сегодня задумку о создании собственного кузовного цеха можно назвать решением вполне правильным и перспективным. Периодически увеличиваются аварийные случаи, что связано с ухудшением дорожного полотна. Часто кузов машины требует помощи в зимнее время года.

Чтобы оказать профессиональную помощь, кузовной цех должен располагать специальным оборудованием. В состав необходимого оборудования входить должны: сварочный аппарат хорошего качества, болгарка, стапель и многое другое.

Кузовной ремонт нельзя представить без растягивания или выравнивания разбитого остова на стапеле. По этой причине данный станок крайне необходим, ведь без него осуществить вышеописанные процедуры невозможно.

Что касается количества боксов, где будет проводиться ремонт, то следует предусмотреть не менее 5-х отдельных камер, включая и покрасочную. Например, в первом боксе с автомобиля будут снимать различные запчасти с помощью гидравлического электроподъемника, в следующем заниматься выравниванием кузова и его деталей на стапеле, в третьем – рихтовать или шпаклевать детали, и в последнем – заниматься обработкой поверхности автомобильного остова перед отправкой в камеру для покраски.

ПК или малярный цех являет собой огражденную и закрытую площадку. Она должна быть обязательно оборудована регулятором градусов по Цельсию, отводом воздуха и мощной иллюминацией.

Принцип работы покрасочного бокса такой:

  • Работа делится на две части: окраска и сушка;
  • В ходе работы на автомашину сверху подается теплая струя, способствующая осаждению взвеси;
  • Проводится покраска;
  • Помещение проветривается;
  • Наступает этап сушки, подразумевающий повышение температуры воздуха до 70 градусов Цельсия, и пребывание автомобиля в камере около 1-2 часов.

Примечание. Чтобы сэкономить электричество, в процессе режима сушки рекомендуется снизить забор воздуха с улицы, а вместо электричества использовать для сжигания природный газ или солярку.

Вариантов покрасочных камер на сегодняшний день довольно много. Тысячи фирм предлагают массу вариантов. Выбор в этом случае надо делать в зависимости от цели приобретения, теххарактеристик и климатических условий места монтажа камеры.

Важнейшую роль, безусловно, выполняет оснащение, отвечающее за регулировку воздуха.

Если при выборе модели камеры, ограничиваться только вопросами экономии денежных средств, можно стать обладателем дешевого варианта. Такая модель не может иметь мощную горелку и хорошую теплоизоляцию, экономия в итоге приведет к увеличению расходов на электричество.

Персонал и другое

Являясь одним из самых прибыльных направлений авторемонта, малярно-кузовной цех должен быть открыт по хорошо составленному бизнес плану. И огромное значение помимо расчета площади и выбора оборудования играет подбор кадров. Персонал – это команда мастеров, осуществляющая все виды работ в кузовном цеху. Его подбор должен быть проведен наиболее грамотно.

Квалификация мастеров, которые будут работать в цеху, не должна вызывать каких-либо сомнений. От опыта персонала будет зависеть успех всего предприятия, поэтому требования к подбору работников всегда в этом случае бывают завышенные. Рекомендуется найти в первое время четырех специалистов. Этого будет достаточно для молодого, только развивающегося предприятия.

Мастер приемщик кузовного цеха или администратор – это человек, выполняющий несколько функций. В частности, мастер приемщик кузовного цеха выполняет обязанности бухгалтера и кассира. Поэтому он должен обладать большим опытом. Помимо этого мастер приемщик кузовного цеха должен уметь выполнять обязанности менеджера по закупкам необходимого материала и инструментов.

На должность мастер кузовного цеха предполагается найти остальных трех человек. Двое будут выполнять обязанности жестянщиков, а один – обязанности автомаляра. В дальнейшем на должность мастер кузовного цеха можно нанять около восьми человек, одновременно увеличивая площадь помещения цеха до 350 м2.

Рекомендуется также изначально определиться с помещением. На сегодняшний день существует три варианта реализации. Первый подразумевает возведение, постройку здания с нуля. Второй – покупку готового здания. И наконец, третий вариант – это аренда или субаренда.

И еще. Грамотно организованное предприятие должно четко предлагать определенное количество услуг. Как правило, современные кузовные цеха ограничиваются работами по выравниванию кузова и его составляющих, заменой деталей, восстановлением геометрии и покраской.

Изучайте пошаговые инструкции по проведению кузовного ремонта, опубликованные на нашем сайте. Они дадут возможность получить начальные знания, которые необходимы для открытия собственного бизнеса.

Спрос на кузовной ремонт автомобилей был всегда, но скоро этот бизнес станет еще привлекательнее. Со следующего года вступает в силу Закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев, и у сервисных центров появятся постоянные солидные клиенты – страховые компании. Есть над чем задуматься.


По данным ГАИ РФ, в прошлом году количество крупных автомобильных аварий в стране увеличилось на 4,3% и составило 164,4 тыс. (о менее значительных происшествиях статистика умалчивает – известно лишь, что их на порядок больше). Ущерб от этих аварий, по данным Минтранса, достиг 200 млрд руб., то есть $6 млрд. Почти треть этой суммы – около $1,7 млрд – приходится на ущерб от повреждения транспортных средств.

Большую часть этих денег заработали фирмы, специализирующиеся на восстановлении разбитых автомобилей (в просторечии – "жестянка"). И это далеко не все доходы сервисных организаций. Они занимались еще кузовным ремонтом машин, пострадавших в мелких авариях, данные о которых не попадают в официальную статистику, а также теми, которым кузовной ремонт потребовался не по причинам ДТП.

Нет сомнений, что рынок "жестянки" в дальнейшем будет только расти. Объясняется это тем, что со следующего года вступает в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. А это означает, что число автомобилей, проходящих кузовной ремонт не в кустарных, а в полноценных сервисных центрах, заметно возрастет. И у самих центров изрядно прибавится как работы, так и денег.

Формальный дефицит
Насколько велико предложение, призванное удовлетворить спрос на "жестянку"? Достоверного ответа на этот вопрос в масштабах страны нет. Какие-то количественные данные, да и то не самые полные, существуют лишь для Москвы – от них мы и будем отталкиваться.

Итак, количество столичных автосервисов – разумеется, легальных, то есть поддающихся официальному учету,– колеблется, по данным московского правительства, в диапазоне 2,2-2,6 тыс. При этом начальник управления транспорта и связи столичной мэрии Александр Беляев, исходя из опыта развитых стран, считает, что Москве нужно около 10 тыс. автосервисов. Получается, что они в столице в страшном дефиците – их вчетверо меньше, чем требуется. Но это не совсем так: подавляющее большинство автолюбителей предпочитает восстанавливать свои машины в кустарных точках ремонта, созданных слесарями-одиночками, которые в официальной статистике никак не отражаются. Судя по всему, кустари успешно покрывают потребности столичных автовладельцев в "жестянке" – по крайней мере, долгих очередей на автосервисах не наблюдается.

Однако по мере роста доходов все большая часть автолюбителей склоняется к тому, что обслуживать и ремонтировать автомобили лучше в качественно организованных сервисах – пусть и более дорогих, но обеспечивающих более высокий уровень обслуживания. Так что у предприятий "жестянки", доля которых в общей массе автосервисов составляет примерно четверть, очень даже неплохие перспективы.

Баланс цены и качества
Самый массовый и наименее перспективный тип кузовных мастерских – это точки "гаражного" типа. Владелец такого сервиса, как правило, выступает в нем главным и зачастую единственным специалистом. Создаются такие предприятия не для того, чтобы построить устойчивый и рентабельный бизнес,– просто человек "с руками" не знает лучшего способа найти им применение. Соответственно, и ценообразование в таком бизнесе построено по принципу "лишь бы кто-нибудь купил". Первыми клиентами кустарного сервиса становятся родственники, коллеги и знакомые мастера, которые впоследствии рекомендуют его услуги своим знакомым и т. д. Конкурировать с автомобильными кулибиными на их поле – дело безнадежное. Это примерно как таксомоторному парку пытаться конкурировать с частниками – у последних услуги все равно будут дешевле.

В общем, сегмент low-end рынка "жестянки" с точки зрения бизнеса абсолютно непривлекателен. Справедливости ради заметим, что этот сегмент охватывает сервис по кузовному ремонту отечественных автомобилей практически целиком: владельцы "Жигулей" и "Москвичей", привыкшие к тому, что обслуживание машин обходится им недорого, к услугам качественно оборудованных сервисов прибегают крайне редко. "Правильно" организованным кузовным мастерским остается иметь дело лишь с иномарками. Кстати, сегмент рынка, связанный с иномарками, не так уж мал: по данным ГАИ, в 2000 году доля автомобилей иностранного производства среди легковых машин в России составляла 14,8%.

Бедные и богатые
Автосервисы по кузовному ремонту можно разделить на две группы. Фирмы первой группы вырастают из небольшого покрасочного производства без больших начальных инвестиций, за счет прибыли, получаемой от своей деятельности. Минимальный объем средств, необходимых для открытия такого производства, Артур Джабиев, мастер кузовной станции "Предтеча и Ко", которому когда-то пришлось составлять подробный бизнес-план для кузовного цеха, оценил в $35 тыс. В эту сумму входит минимум оборудования, достаточный для того, чтобы начать полноценную работу: окрасочная камера (часто самодельная) и недорогой стенд для правки кузовов российского производства. Качества ремонта на таком сервисе можно достигнуть сколь угодно высокого. Михаил Янушкин, глава кузовного ателье "Кар-Системс": “Мы можем обеспечить отличный уровень работы, но ее стоимость при этом окажется настолько высокой, что выйдет за пределы потребительского спроса – попросту не найдется клиента, который согласится потратить такую сумму на ремонт своего автомобиля. Методом проб и ошибок мы вышли на такой уровень сервиса, который позволяет клиенту остаться довольным как его качеством, так и стоимостью”. Аналогичной точки зрения придерживается и Артур Джабиев: "Получается так: чем тщательнее на производстве следят за качеством, чем лучше на всех этапах соблюдают технологию, тем ниже рентабельность производства".

Планировать бизнес таких мастерских весьма трудно. В крупных автосервисах срок ремонта определяется исходя из необходимых для проведения тех или иных работ нормочасов (для этого существуют специальные справочники, в которых указано время, необходимое для каждой операции, если она выполняется с использованием типового оборудования). В маленьких мастерских владельцы определяют эти сроки исключительно на основе собственного опыта. К тому же здесь, как правило, нет снабженца, и поиском нужных для ремонта материалов и красок занимается сам маляр или жестянщик. Самое неприятное свойство таких фирм с точки зрения организации бизнеса – непредсказуемость загрузки. Целенаправленной рекламной кампании они не проводят – на это нет средств, да и рост объемов лимитирован "пропускной способностью" работающих там специалистов. Владимир Акимов, владелец небольшой компании по кузовному ремонту: “Сколько лет работаю в этом бизнесе, а так и не научился прогнозировать, когда придет клиент. Можно и в "день жестянщика" стоять без работы, а иногда и в мертвый, казалось бы, сезон автовладельцы валом валят”.

Получают доход такие предприятия главным образом на продаже труда мастеров. Зарабатывать на продаже запчастей или красок менеджеры сервисов не решаются, опасаясь, что наценка отпугнет клиентов. Соответственно, расходные материалы достаются автовладельцам фактически по той же цене, по какой их приобретали ремонтники.

В предприятиях второго типа (когда деньги изначально вкладываются в бизнес с целью получения прибыли) дело с самого начала ставится на широкую ногу. Прежде чем такой автосервис начнет работать, он оснащается современным импортным оборудованием. Олег Борода, независимый консультант, определяет объем начальных инвестиций в покрасочное производство в $50-70 тыс., примерно столько же нужно для организации кузовного цеха – то есть общий объем капиталовложений составляет $100-140 тыс. Но у таких фирм и возможностей заработка существенно больше. Во-первых, им удается "накручивать" 100% на стоимости лакокрасочных материалов. Дело в том, что на подобных предприятиях есть миксер для изготовления красок, а стоимость исходных материалов для них примерно вдвое ниже цены конечного продукта – собственно краски, необходимой для ремонта конкретного автомобиля. Во-вторых, не менее 10% сервис зарабатывает благодаря наценке на стоимость запчастей. Плюс, само собой, мастерская получает доход от непосредственной деятельности – то есть труда работающих маляров и жестянщиков. Да и поток клиентов в таких сервисах более стабилен, чем в мелких фирмах в силу большей известности компании: крупные автосервисы дают рекламу в прессе, а также рекламируют себя с помощью щитов и "растяжек".

Два часа по цене одного
По признанию независимого консультанта Олега Бороды, за время своей работы он побывал на пяти сотнях сервисов. И только в одном из них, по его мнению, производственный процесс можно признать организованным оптимально.

В условиях, когда мастерская с одной окрасочной камерой потенциально способна обслужить за день 5-6 машин, а на деле через нее проходит не больше двух, бессмысленно заниматься правильной организацией работы. Но у Олега Бороды есть свое решение проблемы нехватки клиентов: Достичь полной, прогнозируемой и регулируемой (без неожиданных всплесков и падений) загрузки автосервиса несложно – нужно заключить договор со страховой компанией. Конечно, страховщики предъявляют особые требования к партнерским сервисным компаниям – однако узнать эти требования и удовлетворить им вполне реально.

Второй секрет успешной работы сервиса от Олега Бороды таков: "Продажа каждого часа!" Любой уважающий себя сервис рассчитывает стоимость проводимых работ, исходя из перечня норм времени, необходимого на ремонт той или иной детали, приведенного в специальных справочниках (самый известный из них – Eurotax). Так вот, в среднем каждый нормочас в российских сервисах успевают выполнить лишь за два – иными словами, производительность труда здесь вдвое ниже, чем должна и может быть. Разумеется, пока ремонтное предприятие загружено не полностью, повышение производительности труда не даст никакого финансового эффекта. Однако если применить оба совета Олега Бороды одновременно, сервис существенно выиграет в доходах.

Еще один совет: наладить торговлю запасными частями. По наблюдениям Олега Бороды, их покупка и доставка из Германии обойдется в 1,1-1,25 от оптовой стоимости комплектующих, а продать их в розницу можно с коэффициентом 1,5-1,7 – то есть прибыль составит от 20% до 50%. Кстати, заграничные автосервисы до трети своей прибыли получают именно от торговли запчастями.

В настоящее время Олег Борода пытается реализовать свои идеи на базе универсального сервисного центра "Бош-Сервис–Фили". Директор центра Александр Медведь, восемь месяцев назад принявший решение о том, чтобы вложить средства в модернизацию окрасочного цеха, убежден, что вскоре этот цех будет обеспечивать центру половину всей его прибыли.

Подтверждено документально
Открытие сервиса неизбежно связано с рядом формальных процедур, на которые уйдет несколько месяцев. По оценке Михаила Янушкина, весь процесс – от прохождения необходимых формальностей вплоть до того момента, когда пойдут регулярные заказы – занимает от 9 месяцев до года.

Дебюрократизация российской экономики, заявленная ведомством Германа Грефа, для "жестянки" вылилась в одно послабление: с февраля 2002 года услуги автосервиса больше не нуждаются в получении лицензии от транспортной инспекции. Однако необходимо получить сертификат соответствия, выдаваемый местным органом Госстандарта. Документ выдается после проверки того, может ли сервис проводить заявленные ремонтные работы.

Раньше обязательной сертификации подлежали как малярные, так и жестяно-сварочные работы. Однако с мая текущего года сертификация собственно "жестянки" стала добровольной (бумагу можно получать, а можно и не получать; впрочем, ремонтники говорят, что лучше ее все-таки иметь – так спокойнее работать). "Малярку" в обязательном порядке необходимо сертифицировать юридическим лицам – для индивидуальных предпринимателей она также добровольная. Необходимо подать заявку на сертификацию и заключить договор с уполномоченной организацией (в Москве их более десятка – например, Ростест, МАДИ-ТЭС, НАМИ). Для получения сертификата необходимо, чтобы сервис был оснащен сертифицированным оборудованием, а его работники – аттестованы по соответствующим специальностям (руководитель работ должен иметь образование не ниже среднего технического).

Стоимость самих услуг по сертификации составляет порядка $100, и процедуру необходимо повторять раз в три года. Согласно действующим правилам, представители сертификационного органа могут присутствовать при производстве работ и проводить инспекционные проверки не реже раза в год. Впрочем, у этих организаций просто нет людей в количестве, достаточном для столь частых визитов в "подшефные" фирмы, так что не исключено, что в сервисе за три года они вообще не появятся.

Сварочные работы сертифицировать не нужно, но интерес к их организации обязательно проявит представитель Госпожнадзора. Скорее всего, он порекомендует приобрести огнетушители и установить в ремонтной точке пожарную сигнализацию – на это уйдет около $1 тыс. Конечно, рекомендациям пожарников можно и не следовать, но никто из собеседников СФ делать этого не советовал.

Еще одно обязательное разрешение нужно получить от СЭС. Санитарный инспектор должен убедиться, что здание, в котором расположился автосервис, оснащено отопительной и вентиляционной системами, к нему подведены вода и канализация. Он также проверит наличие душа, санузла, состояние блока очистки воды на мойке, условия хранения образующихся отходов. В столице, кроме того, обязательным для работы является заключение договора на вывоз мусора с предприятием "Промотходы".

Неформальная аренда
Подбор помещения для автосервиса – это целая наука. В идеале он должен располагаться на оживленной трассе или в непосредственной близости с гаражными кооперативами – близость к потребителям является залогом успеха предприятия. На поиск места для кузовной станции – а это как минимум 200 квадратных метров – может уйти немало времени, поскольку подходящих помещений не так уж и много. Владимир Акимов, который в прошлом году столкнулся с проблемой поиска помещения, потратил на это несколько месяцев: Риэлтерам, особенно мелким, я не верю. Это "лохотрон". “Я объехал фирм пять – везде одно и то же. Находишь в объявлении подходящие условия, звонишь – все нормально, приезжайте смотреть. А когда приезжаешь, выясняется, что бокс уже сдан. Тогда они предлагают заключить договор на поиск помещения, просят за это около $100. Если после этого они хотя бы один раз позвонят и предложат какой-то вариант, считайте, что вам повезло. Обычно такие фирмы забывают о вас сразу, как вы закрыли за собою дверь”.

Нередко проблему с помещением удается решить, только заведя "нужные" знакомства с представителями будущего арендодателя. Кстати, опыт показывает, что такие неформальные отношения важно поддерживать и после того, как сделка состоялась. Артур Джабиев: “Выстраивать отношения с арендодателями нужно крайне аккуратно. В противном случае вы рискуете однажды услышать: "Парень ты неплохой, поэтому даю тебе два дня на вывоз оборудования". Так бывает очень часто”. Попытаться застраховаться от такого развития событий можно, заключив договор аренды на длительный срок – минимум года на три. Некоторые ремонтники даже советуют брать арендодателей в долю.

Диапазон арендной платы широк – от $500 до $4000 в месяц для помещения площадью 250-300 квадратных метров. Цена зависит от места расположения здания автосервиса и от степени неформальности отношений с арендодателем.

Главная статья расходов
Самые значительные издержки при открытии автосервиса – это расходы на покупку оборудования. Понадобятся окрасочная камера (если она западного производства, то обойдется в $25 тыс.) и рихтовочный стенд для правки кузовов (еще столько же).

Расходы на покупку стенда можно радикально снизить, если воспользоваться продукцией отечественных производителей. Самый распространенный российский стенд СИВ 10 стоит около $3 тыс., а его импортный аналог Car-O-Liner – в пять раз дороже. Правда, производительность отечественного стенда ниже – на выполнение сходных работ на нем уходит больше времени. Но если прогноз спроса на услуги мастерской оптимистичен и владелец сервиса ожидает большого потока клиентов, имеет смысл сразу покупать дорогие стенды иностранных фирм Car-O-Liner, Celette, Blackhawk, Autorobot. Это оборудование позволяет проводить компьютерную диагностику состояния кузова, что существенно ускоряет работу. Но приобрести такие стенды дешевле $25 тыс. вряд ли удастся.

Можно сэкономить и на покрасочных камерах. Например, Владимиру Акимову камера, которую он сделал сам, обошлась в $4 тыс. Сейчас он занимается установкой на нее фильтровентиляционного блока стоимостью $7 тыс.– таким образом, полноценная камера обойдется ему всего в $11 тыс. Вообще Владимир Акимов советует осторожно подходить к выбору камеры: дешевая западная модель, по его словам, может не обеспечить нормальной работы зимой (для проведения окрасочных работ требуется температура не ниже 20°C). Наиболее распространенными в России являются камеры марок Saico, Nova Verta, Termomeccanica, Blowterm.

Более крупным фирмам есть смысл приобрести окрасочную систему. В нее входит миксер для красок и аппаратура цветоподбора: в миксере смешиваются компоненты красок, а система цветоподбора позволяет определить нужный набор компонентов, чтобы создать краску для конкретной машины. Миксер стоит в среднем $5 тыс., но при большом объеме работ эти деньги возвращаются сторицей – исходные материалы вдвое дешевле готовой краски. Окрасочная система – это не только техника. Фирмы–поставщики таких систем продают массу других нужных материалов (шпатлевки, пластификаторы и т. п.– всего 50-60 позиций), которые покупателям их системы отпускаются со скидкой и, что не менее важно, оптимизированы для работы с автоэмалями именно этого производителя. Из элитных брэндов окрасочных систем специалисты упоминают Standox, Glasurit, Sikkens, Spies Hecker, DuPont, PPG. Более экономичные марки – Motip, Sadolin, Mobihel.

Для того, чтобы краски можно было наносить на поверхность кузова, потребуются окрасочные пистолеты (Sata, Iwata, DeVilbiss, Kremlin, Optima, Sharpe) – по $250-300 за штуку. На пистолеты, а также шланги и фильтры к ним уйдет около $2000, еще примерно столько же – на аппарат для их промывки.

В дополнение ко всему этому осталось приобрести: сварочное оборудование (минимум $7 тыс.), автомойку ($2-9 тыс.), мощный компрессор (до $5 тыс.), комплект для сухой шлифовки (до $5 тыс.).

Таким образом, нетрудно подсчитать, сколько денег уйдет на открытие сервиса по кузовному ремонту. Минимальные расходы на организацию "малобюджетного" сервиса – это $38 тыс. на оборудование и улаживание всех формальностей, еще как минимум $6 тыс.– на аренду помещения в течение года. Итого $44 тыс. А организация относительно крупного сервиса обойдется в $80-90 тыс. в виде затрат на оборудование и оформление документов плюс стоимость аренды здания (до $50 тыс. в год).

Кстати, в столице работают фирмы, оказывающие услуги по монтажу сервисов кузовного ремонта "под ключ",– например, "Барклай-авто", "Гардиа", "Скорпион", "Транстехсервис", "Сфера-сервис". Станцию можно организовать с их помощью.

Бизнес самоучек
Впрочем, никакие сторонние подрядчики не решат главной проблемы мастерской по кузовному ремонту – поиска квалифицированных сотрудников. Одинаково непросто подобрать как толковых менеджеров, так и самих мастеров. Управленцев для автосервисов, по словам Артура Джабиева, МАДИ и МАМИ стали выпускать только в последние годы. Их пока немного, а уровень подготовки этих специалистов никому не известен. Руководители же автосервисов старой закалки правильно организовать работу, как правило, не умеют. Вот как отзывается о них один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным: Кто их раньше открывал, сервисы? Менты да бандиты – люди, для нормального бизнеса приспособленные весьма слабо.

С малярами и жестянщиками не легче – учебных центров, готовящих таких специалистов и признаваемых профессионалами, просто не существует. Курсы для маляров, предлагаемые крупнейшими производителями краски, полноценной подготовкой считать нельзя – они приносят пользу прежде всего тем специалистам, которые уже имеют практический опыт. Новичкам же остается только один способ учиться ремеслу жестянщика и маляра – наблюдать за работой более опытных коллег.

Из-за отсутствия системы подготовки кадров их подбор превращается для владельца автосервиса в сверхсложный процесс. Михаил Янушкин: “С соискателями я всегда общаюсь сам. Если поручить это другому человеку, он подберет людей под себя. Если навыки специалиста не формализованы, то и отбор формализовать нельзя. Один из простых тестов – спросить мастера, есть ли у него собственные инструменты, если нет – собирается ли он ими обзаводиться. Хороший специалист всегда работает своим инструментом. Когда старый жестянщик меняет место работы, его приспособления – всевозможные молотки, поддержки и оправки – иногда приходится грузовиком вывозить”. Но общение с кандидатом не всегда позволяет избежать ошибок. Как говорят руководители покрасочных станций, рассказы претендента о том, что он умеет, часто расходятся с действительностью. Поэтому очень много соискателей отсеивается во время испытательного срока.

Сколько всего таких работников требуется? Для самого небольшого сервиса нужны два маляра и три-четыре жестянщика. Также не обойтись без мастера (технического директора), снабженца и бухгалтера. Техническим директором становится, как правило, самый опытный специалист – он оценивает ремонт и определяет технологии, которые будут применяться в работе. Задача снабженца – обеспечить предприятия необходимыми расходными материалами, кузовными деталями и другими запчастями. В более крупном сервисе, где используется сложное оборудование, появляются новые позиции – например, колорист, который будет работать с системой цветоподбора.

Вопрос с оплатой труда решается по-разному. В небольших автосервисах сотрудники практически всегда получают доход в виде процента от стоимости проведенных работ. В результате в периоды, когда сервис простаивает, его владелец не теряет деньги на выплате окладов сотрудникам. Так, маляр обычно получает 40% от стоимости выполненного им заказа. В крупных фирмах обычно используется комбинированная система оплаты – не только процент, но и некий гарантированный минимум. Поскольку работы здесь более дорогие, специалисты получают до 30% от стоимости проделанных работ. "На круг" у профессионального маляра или жестянщика выходит $500-1200 в месяц, специалист по подбору краски получает от $500 до $900.

Если бизнес по ремонту автомобильных кузовов правильно организован, он может обеспечить рентабельность на уровне 15%. Впрочем, на большом обороте можно заработать совсем другие деньги. Тем, кто хочет выйти на этот рынок, нужно спешить. После вступления в силу Закона об обязательном страховании ответственности автовладельцев страховщики начнут подыскивать себе ремонтные предприятия, с которыми можно наладить долговременное сотрудничество. Важно, чтобы к этому моменту новая точка успела заявить о себе и обладала безупречной репутацией.

Сергей Русаковский

Именно этот ключевой вопрос обсуждали участники очередного заседания клуба руководителей автобизнеса AutoBoss. Бизнес, связанный с кузовными работами, один из самых сложных в реализации. Он требует больших инвестиций, системного подхода, внимательного руководства, четкого планирования всех процессов, привлечения высококвалифицированных сотрудников и многого другого. И для сферы кузовного ремонта в нынешних условиях рынка как никогда необходимы новые технологии и ноу-хау, о которых рассказали участники заседания клуба. Ценность такого мероприятия трудно переоценить. На дискуссионной площадке AutoBoss традиционно собираются представители наиболее успешных компаний, опытные практики, готовые делиться проверенными временем и рынком знаниями.

Ключевой показатель работы любого малярно-кузовного цеха - его рентабельность, то есть фактически его доходность. Именно этот фактор развития МКЦ рассмотрел в своем выступлении Дмитрий Юлдашев, руководитель МКЦ «Аксель-Сити». Он, в частности, отметил, что рентабельность зависит от таких составляющих, как персонал, производственные площади, используемые в работе инструменты и оборудование, расходные материалы, а также технологии. Для повышения рентабельности важно минимизировать простой персонала, чего можно достичь такими способами как:

  • раздельная запись на ремонт/осмотр,
  • отслеживание согласований,
  • контроль этапов выполнения работ,
  • своевременный заказ запасных
  • частей.

Другой важный фактор – эффективное использование производственных мощностей, которое возможно при:

  • передачи автомобилей по сменам,
  • эвакуации автомобилей после ДТП.

И, конечно же, как справедливо отметил Дмитрий, правильно подобранный инструмент и оборудование, а также качественные материалы являются залогом качественного ремонта, выполненного в заданные сроки. На качество ремонта, в частности, и на рентабельность в целом влияют также и используемые в процессе работ технологии. Безусловно, чем прогрессивнее технологии, тем положительнее они сказываются на рентабельности ремонта. Прогрессивность в нашем случае выражается уже в том, чтобы использовать ЛКМ на водной основе и применять в работе такое оборудование как спектрофотометр.

«Не дозвонившийся клиент – не ваш клиент», – отмечает Дмитрий. Он рассказал, что в компании была поставлена цель контролировать все упущенные звонки, для чего и была разработана система учета трафика звонков. В течение нескольких месяцев систему тестировали и дорабатывали, это оказалось весьма непростой задачей. Однако, как показали результаты, она себя полностью оправдала. «Если в июле 2013 года показатель упущенных звонков превышал 20%, то в декабре 2013 года опустился ниже 2%, – с гордостью заявляет Дмитрий. – Сейчас план удержания упущенных звонков – менее 1,5%».

Задавшись целью удержать или даже повысить рентабельность МКЦ, руководитель станции должен организовать работу в нескольких направлениях. Необходимо провести мониторинг страховых компаний и проверить коэффициент загрузки. При необходимости настоять на изменении условий договора со страховой. Важно также внимательно контролировать продажи страховых полисов на предприятии, а также пользоваться прогрессивным ПО, таким как, например, продукты Audatex. И главное, выйти на уровень взаимопонимания с отделом по удаленному урегулированию убытков. Необходимо наладить эффективные отношения и с поставщиками ЛКМ, а также снизить расходы по материалам, обеспечить контроль их расхода и снизить затраты за счет использования эффективных ЛКМ, обеспечивающих высокое качество работ и снижение затрат времени.

Многим автосервисам в настоящее время приходится работать в условиях снижения загрузки. Ситуацию омрачает и то, что продажи новых автомобилей падают, а значит, в дальнейшем снизится объем ремонтного ресурса. Все это делает еще более актуальным увеличение среднего чека. Именно этой теме было посвящено выступление руководителя регионального направления компании «Аудатэкс» Александра Казаченко. Александр рассказал присутствующим о возможностях программных продуктов Audatex, а также остановился на тех ошибках, которые чаще всего совершают СТО при расчете стоимости страхового ремонта. По статистике «Аудатэкс», средняя стоимость ремонта за первое полугодие 2014 года в бюджетном сегменте составила 37 000 рублей, в бизнес-сегменте – 48 000 рублей, в премиум-сегменте – 81 000 рублей. Александр справедливо заметил, что работая с некачественным программным обеспечением, предприятия кузовного ремонта несут издержки в виде перерасхода времени, а также упускают важные позиции, которые могли бы принести дополнительный доход.

Хотелось бы подробнее остановиться на презентации Андрея Соколова, технического директора компании «Свид-Мобиль» (г. Санкт- Петербург). Примечательно то, что «Свид-Мобиль» – это монобрендовая компания, дилер Volvo, а именно таким предприятиям сложнее всего работать на нынешнем кризисном рынке из-за невозможности скомпенсировать показатели работы за счет другого, например, более массового бренда. «По нашей статистике, примерно через 6-7 месяцев после сложного кузовного ремонта клиент принимает решение поменять автомобиль, – рассказывает Андрей. – И если ремонт был выполнен качественно, то почти в каждом случае клиент приезжает за новым авто именно в тот автоцентр, где он ранее ремонтировался». В конце 2013 года кузовной цех «Свид-Мобиль» переехал в новое помещение, где работает одна окрасочно-сушильная камера, есть две зоны подготовки. По итогам работы в 2013 году, 79% продаж пришлось на ремонт по направлению от страховых компаний и 21% – на ремонт для частных клиентов. Со второго квартала 2014 года, после того как были приняты некоторые управленческие решения, коснувшиеся перестройки системы мотивации мастеров-консультантов, ситуация изменилась с точностью до наоборот: 29% продаж – розница и 71% – страховые компании. Средняя стоимость розничного нормочаса работ превышает стоимость страхового почти на 35%. «Рост выручки по страховым компаниям сейчас не падает, но он не идет в том тренде, на который мы рассчитываем, – уточняет Андрей. – А показатель выручки на рознице по всей компании вырос на 63%. Общий рост выручки малярно-кузовного цеха в 2014 году составил 22%». Говоря о розничных продажах услуг кузовного ремонта, Андрей отметил сотрудников, которые могут «генерить» такие продажи:

  • продавец новых автомобилей: предлагает оригинальные аксессуары, которые невозможно установить без малярно-кузовного цеха, а также аксессуары для тюнинга Volvo от компании Heico Sportiv, а кроме того, услуги по детейлингу, например, защиту ЛКП;
  • продавец по направлению trade-in: глянцевая полировка для более привлекательного вида автомобиля (это прямым образом влияет на скорость его продажи) и детейлинг;
  • мастер-консультант слесарного цеха: детейлинг, а также передача автомобиля в кузовной цех (в случае если мастер-консультант обнаружил на новом авто некоторые повреждения покрытия);
  • мастер-консультант МКУ: интерактивная приемка почти всегда дает возможность продажи розничных услуг; визуализация результатов ремонта и работ по детейлингу (на приемке кузовного цеха демонстрируются различные отремонтированные элементы кузова и элементы, обработанные по технологиям детейлинга).

К сожалению, в рамках данной публикации не представляется возможным осветить выступления всех спикеров заседания клуба. Среди прочих отметим также презентацию Евгения Воробьева, директора СЦ «Субару Центр Химки» (входит в ГК «У Сервис+»). Выступление Евгения, в рамках которого он рассказал об уникальном опыте работы своего предприятия, вызвало большой интерес у аудитории и спровоцировало оживленное обсуждение. Евгений рассказал о новых способах увеличения загрузки, которые применяются на сервисном центре «Субару Центр Химки». Эти методы основаны на планировании, эффективность которого обеспечивается предварительным расчетом заказ-нарядов. В процесс ремонта отдельный автомобиль поступает только тогда, когда сервис получил все согласования, рассчитал работы и обеспечил наличие необходимых запчастей. Примечательно, что в таких условиях персонал станции работает по графику 7/7, что, мягко говоря, непривычно для большинства предприятий кузовного ремонта. По словам Евгения, реализуемая в течение последних двух лет такая стратегия обеспечила увеличение выработки с 450 нормочасов до 3500-4000 нормочасов.

По теме сокращения издержек и способов повышения доходности свои мнения и опыт представили глава департамента ППО КИА Центр «Сиалавто» Роман Ерашов, а также Дмитрий Спицын, директор по развитию бизнес-процессов департамента внутриорганизационного развития ГК «Ключавто». Роман обратил внимание на то, что мотивация персонала является одним из наиболее эффективных способов получения дополнительной прибыли. Предоставляя бонус за экономичное расходование ЛКМ и материалов для ремонта, руководитель станции может не только правильно мотивировать сотрудников малярно-кузовного участка, но и получить солидную прибыль для предприятия. Выступление Дмитрия было особенно ценным, так как он поделился уникальным опытом ГК «Ключавто» в сфере оптимизации и автоматизации бизнес-процессов на участке малярно-кузовного ремонта. Благодаря нововведениям, внедренным в процессы автосалонов, входящих в состав холдинга, удалось регламентировать и сделать прозрачной работу малярно-кузовных цехов.

Финалом мероприятия стал открытый диалог Дмитрия Алексеева, руководителя департамента урегулирования убытков СК «Согласие», с аудиторией клуба AutoBoss. В ходе этой беседы участники мероприятия задавали Дмитрию острые вопросы, касавшиеся не только проблем, возникающих у них в процессе работы со страховыми компаниями, но и способов взаимодействия в условиях нынешнего кризиса. Это была на самом деле оживленная и острая дискуссия, и вопросы, поднятые Дмитрием и участниками заседания, показали, что в сфере взаимодействия страховых компаний и автосервисных станций до сих пор еще много нерешенных вопросов, которые требуют внимательной проработки и обсуждения в формате открытого диалога.