» »

Как участвовать в тендере по питанию. Инструкция участия в тендерах - с чего начать. Пошаговая инструкция для участия в тендере

31.12.2023

Участие в торгах на получение госконтракта - престижное и выгодное мероприятие для любой фирмы. Однако большинство компаний не решаются на этот шаг. Причин много, и самая распространенная среди них - недостаточное понимание процедуры проведения госзакупок. Как же принять участие в тендере и что для этого нужно знать?

Что нужно для участия в тендерах

Вопреки распространенному мнению, не все тендеры являются «заказными», и победить в них могут не только крупные компании: сфера госзакупок строго регулируется законодательством. Выиграть в конкурсе или аукционе без предварительных контактов с заказчиком может любая компания, которая соответствует определенным критериям.

Итак, для того чтобы принять участие в торгах, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • знание законодательства и процессов в сфере закупок;
  • соответствие требованиям к заявителям;
  • соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов;
  • наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме;
  • финансовое обеспечение заявки.

Знание законодательства и процессов в сфере госзакупок. На сегодняшний день государственные тендеры регулируются Федеральными законами:

  • от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ);
  • от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, которыми являются постановления Правительств.

Законодательство регламентирует все этапы проведения тендера:

  • объявление торгов;
  • сроки и процесс подачи заявок;
  • размер обеспечения заявок и контрактов;
  • условия изменения или отзыва заявки на участие;
  • условия предоставления разъяснений заказчиком по конкурсной документации;
  • условия вскрытия конвертов (в случае конкурсов);
  • общие принципы определения победителя;
  • порядок обжалования действий заказчика;
  • порядок заключения контрактов.

Проще говоря, все, что необходимо знать для предварительного знакомства с процедурой организации и проведения госзакупок, можно найти в законах и подзаконных актах.

Соответствие требованиям к заявителям. Требования к участникам установлены в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных документах, например в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Закон также прописывает, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный заказчик.

В основном требования имеют общий характер, например, отсутствие задолженности по налогам. К дополнительным требованиям можно отнести определенный опыт работы и т.д. В целом условия зависят от вида тендера. К примеру, принять участие в открытом конкурсе или аукционе может любое юридическое лицо, которое соответствует общим требованиям к участникам и предоставит необходимый пакет документов. В закрытых тендерах круг поставщиков ограничен: как правило, исполнители приглашаются непосредственно заказчиком, так как такие закупки часто связаны с государственной тайной.

Стоит отметить, что заказчики коммерческих тендеров не обязаны строго выполнять условия законодательства в сфере госзакупок. Они имеют право устанавливать собственные требования к участникам.

Соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов . Качественные и количественные характеристики закупаемых товаров или услуг, включая страну происхождения, государственный заказчик устанавливает в соответствии с законодательством. Обычно требования к продукту прописаны в конкурсной документации. Если информации недостаточно, то у заказчика можно запросить разъяснения, которые он обязан предоставить.

Исполнителю необходимо внимательно изучить документацию и прописанные в ней условия, в соответствии с требованиями сделать свое предложение исполнения контракта. Несоответствие продукта условиям ведет к отклонению заявки на участие.

Наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме . Стандартный пакет документов, который требуется для участия в любом государственном тендере, прописан в законодательстве. Однако заказчик может запрашивать дополнительные документы, не нарушая при этом положения закона. В стандартный пакет, как правило, входит заявка, составленная по образцу, предоставленному заказчиком, предложение по исполнению контракта и документы о компании-участнике. Всю документацию важно оформить и предоставить правильно. На небольшие недочеты заказчик, возможно, не обратит внимания, но более серьезные ошибки приведут к отклонению заявки.

Отметим, что организаторы коммерческих тендеров могут запрашивать документы по своему усмотрению.

Финансовое обеспечение заявки или исполнения контракта. Закон устанавливает, что обеспечение заявки может доходить до 5% от стоимости контракта, а размер обеспечения исполнения контракта - до 30%. Выполнить это обязательное условие можно путем внесения залога или предоставления банковской гарантии. Какой вариант наиболее приемлем, решить может только сам участник.

Суммы контрактов часто бывают значительными, а залог предполагает выведение и замораживание средств из оборота на продолжительный период времени. Поэтому банковская гарантия считается обычно более удобным и эффективным инструментом обеспечения заявки.

Какие требования предъявляются к участникам тендеров

Как уже отмечалось ранее, основные требования к участникам тендеров установлены законодательством. К ним относятся:

  • отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия - веские причины для их обоснования);
  • отсутствие у руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение - погашенная или снятая судимость);
  • наличие у участника исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (исключение - контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия).

Обязательны к выполнению следующие условия:

  • участник тендера не может быть офшорной компанией;
  • информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
  • деятельность компании не должна быть приостановлена;
  • компания не должна быть ликвидирована;
  • компания не должна быть банкротом.

Перечисленные требования вполне выполнимы, подтвердить их можно соответствующими документами. К примеру, предоставление копии отчетов по прибылям и убыткам покажет, что компания ведет успешную деятельность.

При некоторых видах тендеров, например, при проведении двухэтапного конкурса, к участникам могут предъявляться дополнительные требования:

  • опыт работы, связанный с предметом госзакупки;
  • положительная деловая репутация участника;
  • финансовые возможности для выполнения условий контракта;
  • необходимое количество профильных сотрудников для исполнения контракта;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Как уже говорилось ранее, заказчики коммерческих тендеров могут устанавливать свои требования. К ним относится, например, получение аккредитации у компании-организатора торгов.

Какие документы нужны для участия в тендерах

Перед тем, как принять участие в тендере, необходимо собрать пакет документов. Законодательство предусматривает следующий стандартный пакет:

  • заявка на участие, заверенная руководителем;
  • опись прилагаемых к заявке документов;
  • документы о компании (название, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или их нотариальные копии);
  • копии учредительных документов;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса (копия решения о назначении на должность руководителя или доверенность);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства);
  • документы, подтверждающие соответствие конкурсанта требованиям к участникам тендеров;
  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (платежное поручение или банковская гарантия);
  • при необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Дополнительные документы, которые в рамках законодательства может запрашивать заказчик, предугадать сложно, поскольку этот пакет зависит от типа тендера (строительный, транспортный), а также от тех характеристик, по которым заказчик определяет квалификацию поставщика.

К участникам коммерческих тендеров заказчик предъявляет свои требования. Жесткая регламентация Законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ на них не распространяется. Деятельность таких заказчиков регулируется Гражданским кодексом. Кроме стандартного пакета документов коммерческий заказчик может потребовать аккредитационные документы (их необходимо обновлять хотя бы раз в год) и актуальную электронную цифровую подпись (ЭЦП), так как практически все коммерческие тендеры проходят на электронных торговых площадках.

Обеспечение заявки

Важный момент, на который следует обратить внимание - это обеспечение. Как уже говорилось ранее, размер обеспечения заявки на участие доходит до 5%. При высокой стоимости контракта такая сумма значительна.

Законодательство предусматривает два способа обеспечения заявки: залог и банковская гарантия. Внесение залога выводит из оборота компании значительную сумму на длительное время, поскольку такое обеспечение возвращается компании-участнику только после подведения итогов конкурса, а в случае его победы - после подписания с ним контракта.

Банковская гарантия обеспечит заявку с минимальными затратами. Гарантом исполнения обязательств по подписанию контракта участником является третья сторона, то есть кредитное учреждение, которое входит в специальный реестр и имеет право выдавать банковские гарантии. Конечно, оформление такого документа потребует времени. Нужно правильно выбрать банк, соответствовать требования кредитной организации и собрать необходимый пакет документов. Но на сегодняшний день есть большое количество брокеров, которые возьмут на себя весь процесс оформления гарантии и помогут получить документ в сжатые сроки.

Документы для участия в электронном аукционе

Сегодня все больше тендеров проводится в электронном виде. Госзакупки в такой форме проходят на специальных торговых площадках, на которых поставщик должен получить аккредитацию. Также нужна электронная цифровая подпись. Для участия же в электронных аукционах стандартный список документов выглядит так:

  • Документы о компании (название, адрес, ИНН).
  • Копии документов, подтверждающих соответствие требованиям товара или услуги.
  • Документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства).
  • При необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Стоит отметить, что по Закону № 223-ФЗ перечень документов идентичен.

Как видите, есть множество тонкостей и нюансов, на которые потенциальный участник тендера может не обратить внимания, но для заказчика это окажется важным. Однако, как говорится, глаза боятся - руки делают. Обязательно готовьтесь серьезно, обращайтесь к профессиональной помощи, если необходимо, и тогда успех вам гарантирован!

Если у вас есть бизнес, но нет заказов или вы планируете открыть предприятие, но у вас нет денег не маркетинг и рекламу, вы можете получать заказы в виде тендеров. О том, что такое тендер и как его выиграть, читайте в этой статье.

Наши специалисты гарантируют соблюдение требований закона на всех стадиях сопровождения тендера . Урегулирование споров с заказчиками, обжалование решений ФАС, работа на всех торговых площадках.

Что такое Тендер и как стать участником конкурса

Тендером называют форму торговых отношений, для которых характерна конкурентная борьба. В процессе отбора претендентов организатор торгов выбирает лучшего участника, который в последующем будет поставлять товары или предоставлять услуги на основе заключенного договора.

Любая компания может стать участником платных или бесплатных торгов. Участники процесса следуют определенным государственным стандартам для осуществления взаимовыгодных операций на рынке.

Организатор торгов может самостоятельно создавать требования и основы для претендентов, а также вносить в правила изменения в процессе осуществления мероприятия. Все претенденты для участия в конкурсе должны вовремя подать заявку на участие, нормативные, а также ненормативные документы (при желании). Шансы на победу увеличивает правильность оформления всех бумаг, конкурентоспособность организации, опыт и уровень квалификации компании - исполнителя. Аукцион или конкурс может проводиться в несколько этапов, на протяжении которых руководство подробно изучает анкеты всех претендентов и отбирает лучшие варианты для осуществления проекта.

Виды тендеров и их предназначение

Рыночная экономика требует использования различных видов торговой деятельности, тендерные мероприятия являются перспективными и прогрессивными типами торговли, так как предполагают жесткую конкуренцию, которая влияет на качество и стоимость предоставляемых услуг или товаров. Многообразие и большой ассортимент товаров на рынке способствует созданию и развитию разных видов тендерных торгов, каждый тип имеет свои особенности и характеристики.

На сегодняшний день существуют следующие виды тендеров:

Закрытые аукционы . Их проведение предполагает подбор и рассылку приглашений для участников. Участники тендера подают запросы на тендерную документацию, которая предоставляется заказчиком, после чего становится возможным оформить все документы в надлежащем виде. Их проводят в основном, когда требуется закупка товаров со специфическими характеристиками, причем для их проведения потребуется согласование с государственными органами власти;

Открытые аукционы . предусматривают принятие участия любых компаний, чаще всего эти тендеры используются для государственных закупок. Есть у них и недостатки - длительный срок проведения, комиссия будет долго занята обработкой заявок;

Специализированные закрытые торги . В этом случае действуют некоторые ограничения, которые накладываются на участников. Проведение их уместно, когда специфика тендерных работ имеет сложный характер;

Состоящие их двух этапов. Проводиться при достаточно сложных закупках. Сначала заказчиком составляется вариант технического задания, вследствие которого готовятся участники тендера. Вторым этапом идет подготовка и подача заявок с предложениями технического и коммерческого характера, после чего заказчиком выбирается самое выгодное предложение.

Участники тендера и их полномочия

Тендерные торги имеют две стороны:

  • заказчик;
  • исполнитель.

Исполнителей всегда больше, чем заказчиков, поэтому на любом торговом мероприятии такого типа царит атмосфера конкуренции. Чем выгоднее предложение заказчика - тем больше будет участников в торгах, следовательно, исполнитель сможет создать более жесткие условия отбора.

Исполнители должны не только быть готовы выполнить все требования заказчика, но и:

  • предоставить соответствующую информацию о своей деятельности;
  • подать необходимые документы (по прошению заказчика);
  • соответствовать характеристикам и требованиям;
  • иметь все полномочия и возможности для осуществления проекта.

Все участники тендера должны создать заявку необходимой формы и вовремя подать ее к рассмотрению. Участие в конкурсе и аукционе не должно противоречить требованиям и правилам действующего государственного законодательства. Принадлежность к этой характеристики участники должны доказать в заявлении и в документах, которые прилагаются к заявке на участие.

Что нужно для участия в тендерах в первую очередь

Главным правилом участия в тендере является точное и грамотное заполнение всех необходимых документов.

Соответствие всем требованиям и стандартам может обеспечить проход на торговое мероприятие на сто процентов. Каждый заказчик разрабатывает расширенную анкету квалификации, по результату рассмотрения которой и будет принято решение об участии в торгах. Заявка имеет точные реквизиты, к анкете также необходимо прикрепить следующее:

  • документы по учреждению;
  • рекомендательные письма;
  • результаты проделанных проектов;
  • справки из финансовых институтов;
  • свидетельства и сертификаты уровня квалификации.

Для успешного прохождения в список участников могут пригодиться все бумаги, которые подтверждают высокий профессионализм и компетентность работников. Однако бумаги и документы должны быть официальными, так как все предоставленные данные проверяются службой безопасности и заказчиком в обязательном порядке. Рекомендации постоянных клиентов или справки без регистрации не будут иметь никакой юридической силы в данном случае.

Еще одним важным этапом является заполнение коммерческого предложения, которое имеет вид детализированных таблиц и списков. В процессе проведения торгов заказчик имеет право вносить определенные изменения в структуру коммерческого предложения.

Условия и особенности участия в тендерах

Быть осведомленным во всех условиях проведения тендерных торгов - значит иметь большие шансы на победу, рассчитывая на получение максимальной прибыли.

Условия проведения мероприятия всегда заранее публикуются, с ними можно ознакомиться при заполнении анкеты и реквизитов участника. Данные по условиям участия предоставляются в следующей форме:

  • условия и сроки подачи, принятия заявок от претендентов;
  • время рассмотрения заявок и коммерческих предложений;
  • договор (его образец для ознакомления), который будет подписан с победителем конкурса;
  • условия обеспечения в процессе осуществления проекта (прилагается при необходимости).

Заказчик обязан предоставить образец будущего договора, так как исполнитель должен сопоставить свои возможности с требованиями заказчика.

Стоит отметить, что условия проведения торгов диктует не только заказчик. Действия участников, прежде всего, должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации. Государственные тендеры всегда диктуют более жесткие условия проведения торгов, чем коммерческие организации.

Первое, что нужно сделать новичку в сфере тендерных торгов - это расставить все приоритеты, сопоставить все преимущества, недостатки и риски работы. Главными критериями оценки должны быть:

  • наличие всего необходимого оборудования для полноценного осуществления проекта;
  • количество квалифицированных сотрудников;
  • возможность уделять достаточно времени осуществлению всех требований заказчика.

Если компания испытывает недостаток в чем-то, то нужно основательно подготовиться к участию в тендере, обеспечить работников всеми необходимыми материалами и знаниями.

Новичку нужно быть готовым участвовать в тендерах систематически, редкие и незначительные проекты вряд ли принесут желаемого результата и оправдают ожидания. Активное участие в тендерных торгах даст возможность новичку не только заработать достаточный капитал для дальнейшего развития, но и приобрести бесценный опыт. Нужно по достоинству оценить каждое участие в аукционе или конкурсе по следующим критериям:

  • возможность изучить конкурентную среду;
  • определить сильные и слабые стороны предприятия;
  • возможность позиционировать и рекламировать компанию;
  • победа в тендере дает большой сдвиг в развитии и совершенствовании деятельности предприятия.

Какие документы необходимы для участия в тендере

Качественный сбор документации является самым важным этапом в подготовке к тендерным торгам. Именно на основе официальных бумаг осуществляется отбор участников, по особенностям входной документации могут даже отбираться фавориты заказчика.

Чем больше и расширеннее будет документация - тем больше шансов будет иметь претендент. Чтобы правильно и грамотно подготовить бумаги, нужно подробно ознакомиться с требованиями и условиями заказчика. Очень важно оформить все бумаги в соответствии с представленными официальными правилами.

Конкретный перечень документов указывает каждый заказчик, но при этом есть некоторые основные документы, которые необходимо подготовить исполнителю для участия в торгах, среди них:

  1. Копия свидетельства государственной регистрации, заверенная печатью;
  2. Копия устава;
  3. Копия об извещении присвоения номера налогоплательщика;
  4. Подтверждение финансовой самостоятельности участника;
  5. Справка из налоговой инспекции о том, что у вас нет задолженностей;
  6. Бухгалтерский баланс на момент подачи заявки и за предыдущий год;
  7. Сертификаты (если товар подлежит сертификации);
  8. Заверенная опись документов, что предоставляется руководителем компании.

Порядок проведения аукциона

Каждый заказчик вправе диктовать свои правила проведения аукциона или конкурса, но государство регламентирует общие требования к порядку проведения торгов, обязательные для всех.

Проведения тендера в форме конкурса предполагает следующие этапы:

  1. Предварительная подготовка. Она предусматривает определение заказчиком вопросов, по которым будет проводиться тендер, а также критерии отбора;
  2. Формирование брифа. Сюда должна быть включена информация о заказчике, задаче и цели тендера, примерный ожидаемый результат, требования к участникам и форме заявок, критерии их оценок.

    Бриф, как нормативный документ, должен содержать следующую информацию:

    • название деятельности компании, которая занимается организацией торгов;
    • задачи и цели проекта;
    • окончательный результат проекта;
    • весь список требований к претендентам;
    • полный список бумаг и документов, которые должен подать каждый участник;
    • критерии для оценки преимуществ участников (на что будет обращать внимание заказчик в первую очередь);
    • дата начала и окончания конкурса.
  3. Отбор участников. Они оцениваются по определенным параметрам, в которые входит опыт участия в подобных мероприятиях, отзывы о профессиональной деятельности. По результатам сравнения и происходит выбор самого выгодного для заказчика участника;
  4. Рассмотрение заявок. Заказчик по запросам участников уточняет информацию и обсуждает все интересующие его вопросы. Именно на этом этапе определяется несколько участников для финального соревнования;
  5. Презентация предложений финалистов. Участники, вышедшие в финал, приглашаются в организацию заказчика и там еще раз презентуют свои предложения и приводят весомые аргументы в их пользу;
  6. Выбор победителя. После презентации и обсуждения итогов руководитель организации выбирает победителя;

Как выиграть аукцион с первого раза и получить тендер

Новички могу выиграть любой аукцион с первого раза, главное, правильно оформить тендерную заявку и соответствовать требованиям заказчика.

Первое правило , которого следует придерживаться для успешных торгов - это четкий расчет финансовых возможностей. Но сделать его достаточно трудно, нужна либо помощь специалиста, либо нужно иметь свой собственный опыт участия в тендерах.

Второе правило . Залог успеха кроется и в качественности и правильности составления документации. Согласно статистике около 40% участников проигрывают именно из-за того, что у них нечетко составлена тендерная заявка . Правильность ее составления заключается в написании простым языком, но согласно всем требованиям торгов, в содержание стоит включать только те характеристики, которые интересуют заказчика.

Важным здесь момент здесь являются и гарантии, они выступают отличным стимулом для заключения с вами договора. Заказчик намного быстрее заметит такое предложение, ведь гарантией вы показываете, что ваша компания надежная.

Может ли ИП участвовать в тендерах, каковы его шансы на победу

Да, может! Многие бизнесмены ошибочно полагают, что индивидуальные предприниматели ограничены в участии в конкурсных программах. Законодательство Российской Федерации регламентирует право любых ИП принимать полноценное участие в тендерных торгах.

Если речь идет об виртуальных аукционах, тогда индивидуальному предпринимателю необходимо позаботиться о создании электронной подписи (ЭЦП) для своей компании, если ее еще нет в наличие. Также необходимо будет пройти непростую процедуру аккредитации организации , такие мероприятия проводятся специальными компаниями, которые имеют соответствующую лицензию.

Индивидуальный предприниматель, как и владелец любой другой формы организации, имеет полное право на уточнение информации и условий проведения конкурса.

Тендером называют конкурс на выполнение работ или оказание услуг, в котором заказчик работ или услуг выбирает из многочисленных предложений наиболее оптимальное, а также низкое по цене. В современном мире тендеры, как правило, проходят в электронном формате. Это во многом автоматизирует процесс и позволяет расширять количество потенциальных исполнителей, делая процедуру удобной и прозрачной.

Участвовать в тендерах может любой субъект экономической деятельности, независимо от организационно-правовой формы. Это могут быть как российские компании, так и зарубежные. Если говорить о заказчиках, то, например, государственные учреждения и органы обязаны выставлять на тендер все работы и услуги, которые им требуется произвести. Поэтому для этой категории вопрос об участии в тендерах не стоит.

Если говорить о коммерческом заказчике, то конкурсная процедура выгодна для него в силу того, что он получает возможность выбрать наиболее качественного исполнителя по приемлемой для себя цене. Для исполнителей выгода менее очевидна, т.к. заставляет их снижать уровень цен. Однако, есть и положительные стороны тендеров для исполнителей. Например, они нацелены на создание равных условий, что дает возможность продвигаться новичкам.

С другой стороны, существенная часть тендеров проходит мнимо, т.е. в условиях, когда окончательное решение заказчика известно ему и исполнителю заранее, при этом сам конкурс формализуется для соблюдения определенных норм и правил.

Несмотря на существование подобной практики, в целом тендеры являются одной из наиболее демократичных процедур, позволяющей играть против крупных исполнителей, естественным образом препятствующей монополизации рынка.

Например, государственные и муниципальные органы обязаны от 10% до 20% своих заказов в год размещать у субъектов малого бизнеса.

Тендер начинается с объявления о размещении конкурсного заказа: в печатной, электронной, видео- и аудио-форме. Исполнители должны ознакомиться с условиями и правилами тендера.

После чего заинтересованные исполнители подают заявки на участие в конкурсе, а также документы, набор которых мало отличается от профиля тендерного заказа:

  • Копии устава и учредительных документов исполнителя, или страниц паспорта, если исполнитель является индивидуальным предпринимателем.
  • Копии свидетельств о государственной регистрации экономического субъекта и постановке на налоговый учет.
  • Выписка из Реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
  • Документы о наличии опыта работы по профилю тендерного заказа.
  • Копии документов о назначении лиц, представляющих исполнителя в тендере.
  • Копии бухгалтерских балансов.
  • Справка из налогового органа об отсутствии задолженности по платежам в бюджет (обязательна при участии в тендере по госзакупкам).

Для участия в тендерах на электронных площадках требуется:

  • Получить электронную цифровую подпись (на флэшкарте).
  • Иметь аккредитацию на участие в государственных тендерах.

Суть тендера заключает в предоставлении заявок. Заявки должны быть обеспечены собственными средствами, тендерным кредитом или банковской гарантией в размере до 5% от суммы предполагаемого контракта. После сбора всех заявок, т.е. после окончания периода приема заявок, тендерная комиссия вскрывает конверты с документами, производится ознакомление и анализ информации. Формируются заключения по каждой заявке.

Несогласные с решением комиссии при наличии к тому оснований могут обжаловать это решение в Федеральной антимонопольной службе.

Участие в тендерах по строительству могут принимать только организации, соблюдающие следующие условия:

  • Организация имеет свидетельство о допуске к строительным и проектировочным работам в соответствии с нормами и стандартами саморегулируемой организации (СРО) – так называемый допуск СРО.
  • Наличие опыта строительных работ, который подтверждается введенными постройками, как правило, на сумму не менее 25% от начальной стоимости тендера.

В заявку на строительный тендер обязательно включаются:

  • Техническая часть тендерного предложения, которая описывает объект строительства, план, систему инженерных коммуникаций, архитектурные и строительные характеристики и т.д.
  • Коммерческая часть тендерного предложения, которая содержит сметы, ценообразование, сроки и условия выполнения работ.

Тендер по строительству может быть двухэтапный: помимо технической и коммерческой частей заявки на втором этапе представляется проектная часть. Это позволяет лучше оценить предлагаемые методики и технологии, условия исполнения.

Заявку рассматривает тендерный комитет, в который входят специалисты по строительству. На оценку тендерного предложения влияют такие факторы, как:

  • Репутация компании-подрядчика.
  • Наличие завершенных объектов.
  • Опыт работы.

Государственные закупки проводятся в соответствии с Федеральным законом №44 и исключительно на пяти электронных торговых площадках, наиболее известной из которых является «Автоматизированная система торгов» Сбербанка.

Помимо конкурсного размещения заказов, госзакупки могут размещаться в форме аукциона, а также в форме запроса котировок у единственного поставщика на товарной бирже (т.е. без тендера и аукциона).

К участию в тендерах по госзакупкам допускаются любые организации и предприниматели, при этом обязательным является соблюдение определенных условий:

  • Необходимо иметь электронную цифровую подпись, которая выдается уполномоченным органом.
  • Требуется получить аккредитацию на участие в тендерах по госзакупкам.
  • Необходимо не иметь долгов перед бюджетом.

Аккредитация на участие в тендере получается путем заполнения соответствующего заявления в электронной форме с приложением электронных копий учредительных документов, страниц паспорта для ИП, налоговых и других документов, которые может затребовать оператор электронной площадки.

Для электронных тендеров по госзакупкам также действует требование о тендерном обеспечении. С этой целью на расчетном счете исполнителя автоматически блокируются средства в объеме до 5% от стоимости тендера, в котором исполнитель участвует.

Принятие решения о выборе исполнителя осуществляется по общим правилам тендерной комиссией. Решение может быть обжаловано в ФАС.

При выборе способа закупки заказчики ориентируются на распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016. Этот норматив — товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр. Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП № 471-р. Если объединяете лоты на строительство по 44 ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС № ИА/19176/19 от 13.03.2019).

Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:

  1. . Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  2. Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
  3. Заключение контракта с . Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Это все возможные способы госзаказа строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем. Если исполнитель выберет не электронный аукцион, а другой способ, тогда как закупаемый вид работ включен в РП № 471-р, организации грозит штраф в размере 50 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Готовим закупочную документацию

В состав документов конкурентного заказа включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):

  • запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
  • , цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
  • электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
  • электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.

Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.

Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности закупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ строительных работ (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):

Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.

На состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке).

Если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику. Для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).

Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):

  • электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
  • электронный аукцион — 3 рабочих дня;
  • электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
  • электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
  • электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.

Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).

Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.

Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).

Оформляем проект контракта и извещение

После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия. Сейчас используется на строительство, утвержденный приказом Минстроя № 398/пр от 05.07.2018.

Его планируют отменить с 01.01.2020 и применять типовые условия. Проект типовых условий госконтрактов на выполнение строительных работ находится в разработке. В готовящемся проекте представлена и обновленная информационная карта на 2020 год.

Если вы приобретаете строительные услуги, которые не включены в действующую информационную карту, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:

  • условия о нескольких этапах оплаты в соответствии с выполняемыми объемами и стоимостью работ;
  • график выполнения и оплаты работ;
  • проектную и техническую документацию, устанавливающую объемы и содержание предмета госконтракта.

После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.

Рассматриваем заявки

Состав и алгоритм рассмотрения предложений участников определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и закупка строительных работ по 44 ФЗ начинается через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).

Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).

После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников. Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС № МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).

При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.

Заключаем контракт

Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения госконтракта на строительные услуги не предусмотрено.