» »

Конспект ОД «Кто такие птицы? Птицы Скелет и мышечная система

20.01.2024

Марина Дарченко
Конспект ОД «Кто такие птицы?»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности (далее – образовательное событие)

в старшей группе общеразвивающей направленности

Тема: «Кто такие птицы?»

Дарченко Марина Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка - детский сад № 201 «Планета детства»

Образовательная область «Познавательное развитие».

Воспитательные:

– формировать эмоционально-позитивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками в процессе решения поставленной задачи;

– продолжать учить договариваться, учитывать интересы и чувства других, задавать вопросы взрослым.

Образовательные:

Создать мотивационную ситуацию для изучения мира птиц, его многообразия;

Сформировать опыт самостоятельного открытия новых знаний о птицах и эмоционального переживания радости открытия;

Дать возможность детям при помощи взрослого узнать об отличительных признаках птиц и влиянии среды обитания на внешность и образ жизни.

Развивающие:

Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;

Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление.

№ Этапы работы Содержание этапа

Введение в игровую ситуацию.

Мои юные друзья, посмотрите – у нас сегодня гость.

Интересно, кто это? (Цыпленок).

Посмотрите он принес видеописьмо. Хотите посмотреть?

Фрагмент мультфильма «Кто ж такие птички?»

Что случилось с Цыпленком?

Барашек, сказал Цыпленку, что он птица, но Цыпленок не знает, кто такие птицы?

Хотите помочь Цыпленку найти «своих», то есть познакомить с миром птиц?

Актуализация.

Что вы знаете о птицах? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Что за птица?» (I часть).

(Дети узнают знакомых им птиц).

Затруднение в ситуации.

Мультимедийная дидактическая игра «Что за птица?».

(II часть).

А это, что за птица? (не знаем) (клёст)

Получается, что мы еще не все знаем о птицах.

Сможем помочь Цыпленку узнать, кто такие птицы? (Нет)

Почему не сможем? Что для этого надо сделать? (Сначала надо изучить мир птиц, а потом рассказать Цыпленку кто ж такие птицы).

Модель трех вопросов (Л. Свирской) - первая часть:

Что хотите узнать? (а я хочу узнать….)

Как узнать? (подумать, спросить, посмотреть….

Открытие нового знания.

А как называются ученые, изучающие птиц? (Орнитологи).

Мои юные помощники, вы хотите стать орнитологами, изучить мир птиц и помочь Цыпленку? (Да).

Игровая исследовательская деятельность «Мы орнитологи».

Я знаю волшебные слова, сейчас мы произнесем их, и станем орнитологами:

Раз, два, три, четыре, пять,

хотим орнитологами стать!

(После этих слов появляется коробка для лабораторных исследований в которой помещены бейджики с именами «ученых-орнитологов», три конверта с заданиями, лупа, застежка-молния. Дети перевоплощаются в ученых-орнитологов)

Итак, ученые-орнитологи, мы с вами приступаем к изучению мира птиц.

Все ученые, когда что-то изучают, ведут журналы, дневники, в которых фиксируют свои открытия. А где мы оформим открытия? (в «Книге открытий»)

Дорогие ученые, для изучения мира птиц, в коробке для лабораторных исследований лежит три конверта, их положили настоящие ученые-орнитологи, если мы выполним все задания, то сможем рассказать Цыпленку о птицах.

Первый конверт: картинки с изображением птиц и других животных.

Нам надо ответить на вопрос: кто такие птицы? Найти их основные отличительные признаки.

Посмотрите, кто изображен на картинках? (Птицы, звери….)

Разместите на мольберте только птиц.

Что общего у всех птиц?

(Если дети сразу назвали все основные отличительные признаки птиц, то переходим к моделированию, если назвали другие, несущественные признаки, то подводим их к этому, что летать умеют насекомые и некоторых млекопитающие, гнезда строят и мыши и рыбы).

Моделирование.

У нас есть модели, выберете те, на которых изображены основные отличительные признаки птиц: (клюв, две лапы и два крыла, птенцы выводятся из яиц, тело покрыто перьями, оказывается есть только одна модель, а остальные надо изобразить)

Как показать с помощью модели, что тело птиц покрыто перьями? – Какие еще отличительные признаки есть у птиц?

(Дети с помощью моделей обозначают отличительные признаки птиц и изображают их в «Книге открытий»)

Уважаемые орнитологи, мы узнали, кто такие птицы и их основные признаки.

А наш цыплёнок – птица? Докажите, есть ли у него признаки, которые мы изобразили на моделях?

Да, Барашек был прав Цыпленок – это птица.

Друзья мои, помогли мы Цыпленку найти своих, то есть птиц?

Опытно-экспериментальная деятельность.

Второй конверт: перья (маховое и пуховое).

Как вы думаете, что находится во втором конверте?

Загадываю загадку

«По лесу летало,

В воду упало и сухим стало» (Перо)

В конверте два пера, как устроено каждое перо и для чего они нужны птицам?

Интересно, легкие или тяжелые перья?

Опыт «Легкое - тяжелое»

Дети кладут на одну руку перо, а на другую – камень.

Делают вывод – перо легкое.

Подбросьте перо. Что вы видите? (Падает медленно, плавно кружась).

А за счет чего оно легкое?

Отрежьте край у пера, что видим? (Оно легкое, так как стержень пустой).

Опыт «Маховое перо».

Какое из двух перьев нужно для полета? (Первое плотное, жесткое).

Помашите первым пером (маховым, а теперь вторым (пуховым).

Что вы ощущаете? (Воздух).

Какое перо больше захватывает воздух? (Первое).

Первое перо называется «маховое», когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски, юные исследователи, как вы думаете, почему?

Давайте посмотрим перо через лупу. (Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их)

Птичье перо имеет соединения, очень похожие на соединения застежки-молнии. Отдельные бородки прочно сцепляются друг с другом, образуя густую и прочную пластинку-сетку. Получается, что отдельные элементы птичьего пера прочно соединяются друг с другом, практически также как и части застежки-молнии.

Опыт «Пуховое перо».

А как называется второе перо? (Пуховое).

Какие свойства у пухового пера? (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Попробуйте спрятать пуховое перо в ладошках, что ощущаете?

(А «маховое?»)

Зачем пуховое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях)

Какие перья у нашего Цыпленка?

Мои юные ученые-орнитологи, какие открытия о перьях птиц вы сделали? Как зафиксировать это в «Книге открытий»?

(Дети моделями изображают, открытия, сделанные в ходе опытно-экспериментальной деятельности).

Включение нового знания в систему знаний.

Третий конверт: дидактическая игра «Распредели на группы».

Детям предлагается распределиться на пары и сгруппировать птиц (картинки с изображение птиц) по тем или иным признакам, объяснить свое решение.

(В «Книге открытий» дети приклеивают картинки, сгруппировав их по тем или иным признакам)

А нашего Цыпленка, к какой группе мы отнесем? (Домашние птицы).

Осмысление (итог).

Мои юные друзья, мы смогли помочь Цыпленку найти «своих»

Какие знания помогли нам?

Что еще хотим узнать о птицах?

Что надо сделать, чтобы узнать?

(Дети с родителями готовят страничку для общей книги «Самые удивительные птицы»).

Имеющие высокую организацию и способные (за редким исключением) летать. Птицы повсеместно распространены на земле, поэтому играют важную роль в формировании множества экосистем, а также являются частью хозяйственной деятельности людей. Современной науке известно около 9 000 видов существующих сегодня птиц. В разные периоды прошлого их было значительно больше.

Можно выделить следующие общие для птиц характеристики :

  1. Обтекаемая форма туловища . Передние конечности приспособлены для полета, а не ходьбы, поэтому имеют особое строение и называются крыльями . Задние конечности птиц служат для ходьбы и в качестве опоры для туловища.
  2. Костяк птиц имеет небольшую толщину, трубчатые кости имеют полости с воздухом, которые облегчают вес птиц и способствуют меньшему весу. Это позволяет птицам дольше находиться в воздухе. Череп у птиц не имеет швов, он образован из сращенных костей. Позвоночник не отличается высокой подвижностью - подвижен только шейный отдел.
    Есть две особенности строения скелета, характерные только птицам :

    - Цевка - особая кость, которая помогает птицам увеличивать ширину своего шага;
    - Киль - костяной выступ грудины птиц, к которому крепятся летательные мышцы.

  3. Кожные покровы птиц почти не имеют желез, сухие и тонкие. Есть только копчиковая железа , которая находится в хвостовом отделе. Из кожи растут перья - это роговые образования, которые создают и поддерживают микроклимат у птиц, а также помогают летать.
  4. Мышечная система птиц включает в себя множество различных видов мышц. Наиболее крупной группой мышц являются летательные грудные мышцы . Эти мышцы ответственны за опускание крыла, то есть, за сам летательный процесс. Также хорошо развиты шейные, подключичные, подкожные, межреберные мышцы и мышцы ног. Двигательная активность у птиц дифференцирована: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, лазить.
    Также существует два вида полетов птиц : парящий и машущий . Большинство видов птиц могут совершать перелеты на огромное расстояние (миграция птиц ).
  5. Органы дыхания птиц - легкие. У птиц двойное дыхание - это когда в полете птица может дышать и на входе и на выдохе, не задыхаясь таким образом. Когда птица вдыхает, воздух попадает не только в легкие, но и в воздушные мешки . Из воздушных мешков он поступает в легкие при выдохе.
  6. Сердце у птиц четырехкамерное, способное полностью разделять кровь на артериальную и венозную . Сердце быстро бьется, омывая тело чистой артериальной кровью. Высокая двигательная интенсивность неразрывно связана с высокой температурой тела, которая поддерживается на уровне около +42 о С. Птицы уже являются теплокровными животными с постоянной температурой тела.
  7. Пищеварительная система птиц имеет свои особенности, которые связаны с перевариванием больших объемов часто грубой пищи (зерна, овощи, фрукты, насекомые и др.), а также с облегчением массы ЖКТ. Именно с последним обстоятельством связано отсутствие у птиц зубов, наличие зоба и мышечного отдела желудка, а также укорачивание задней кишки. Итак, зубов у птиц нет, поэтому в добывании пиши участвует клюв и язык. Зоб у птиц служил для смешивание поступающей в него пищи, после чего та отправляется в желудок. В мышечном отделе желудка пища перетирается и смешивается между собой и с желудочными соками.
  8. Органы выделения у птиц , а также продукты конечного распада мочевины у птиц совпадают с таковыми у пресмыкающихся , с той разницей, что у птиц нет мочевого пузыря для уменьшения массы тела.
  9. Мозг птиц поделен на 5 отделов. Наибольшую массу, соответственно, лучшее развитие, имеют два полушария переднего мозга , которые имеют гладкую кору. Также хорошо развит мозжечок, что связано с необходимостью иметь отличную координацию и сложные формы поведения. Птицы ориентируются в пространстве с помощью зрения и слуха.
  10. Птицы являются раздельнополыми животными , у которых уже можно наблюдать половой диморфизм . Самки имеют левый яичник. Оплодотворение происходит внутри, развитие птиц - прямое. Большинство видов птиц вьют гнезда, в которые откладывают яйца. Самка высиживает яйца на протяжении всего времени, пока не вылупятся птенцы, которых затем выкармливают и учат летать. Птенцы могут быть выводковые и гнездовые - в зависимости от того, насколько вылупляющиеся из яиц птенцы хорошо развиты.

Птицы – это интересно

Птицы бывают самых разных видов и размеров. Обитают они по всему миру. Среди всех животных только у птиц есть перья.

Мир птиц

Птицы относятся к позвоночным животным (у них есть кости позвоночника). Существует около 9 000 разных видов птиц. Среди них есть и такие крошечные, как колибри, которые весят меньше двух граммов, и такие огромные, как страус, вес которого достигает 150 кг, а рост равен росту взрослого человека. Птицы могут жить почти в любых условиях - в жарких пустынях, за Полярным кругом и в больших городах. В некоторых тропических лесах обитает одновременно до 400 видов птиц.

Идеальная форма


Внешний вид птицы может многое сказать о том, где она живет и чем питается. Например, у орла загнутый клюв, которым удобно разрывать мясо, а у дятла клюв острый и длинный - идеальный инструмент для долбления древесных стволов. Водоплавающим птицам, таким, как лебеди и гуси, необходимы непромокаемое оперение и лапы с перепонками, которыми удобно грести в воде. У птиц, проводящих много времени в воздухе, например у ласточек, большие крылья и узкое вытянутое тело, что позволяет им летать очень быстро и плавно.

Сила полета


Птицы произошли от чешуйчатых рептилий, которые жили в эпоху динозавров. За миллионы лет их чешуйки превратились в перья, а передние лапы - в крылья. Кости у птиц внутри полые - для легкости в полете. У них очень сильно развиты грудные мышцы, которые обеспечивают работу крыльев. Большие птицы, например орлы и аисты, могут парить в воздухе, опираясь на воздушные потоки и взмахивая крыльями лишь изредка. Мелким птицам, чтобы держаться в воздухе, нужно махать крыльями очень часто.


Некоторые птицы могут летать на огромные расстояния - такие перелеты называются миграциями. А другие, например пингвины, вообще не умеют летать.

Потомство


Все птицы откладывают яйца. Отложив яйца, самка высиживает их, согревает своим телом. Иногда самец и самка высиживают яйца по очереди. Чтобы вырасти и вылупиться из яиц, птенцам требуется не меньше 10 дней, а у некоторых птиц этот процесс занимает до двух месяцев. Большинство птиц строят гнезда, чтобы защитить свое потомство. Гнезда обычно расположены на деревьях, кустах или высоких скалах. Некоторые птицы, например фазаны и утки, высиживают яйца прямо на земле.

Первобытные люди могут быть виновны в уничтожении крупнейших из когда-либо существовавших птиц - такую гипотезу выдвинули исследователи после того, как обнаружили окаменевшие кости со специфическими засечками.

По мнению ученых, это свидетельствует о том, что на эпиорнисовых охотились и употребляли и мясо в пищу. Возраст ископаемых останков примерно 10 000 лет. До сих пор ученые полагали, что первые поселенцы прибыли на остров около 2500-4000 лет назад.

«Это, по крайней мере, отодвигает дату прибытия человека на 6 000 лет», - говорит доктор Джеймс Хансфорд, ученый из Зоологического общества Лондона. Открытие, как и новые свидетельства человеческого присутствия, говорят, что для понимания утраты уникальной фауны острова требуется «радикально иная теория исчезновения».


Вместо того, чтобы истребить животных за короткое время, люди, кажется, жили рядом с птицами в течение тысяч лет, прежде чем эпиорнисовые вымерли - это произошло около 1000 лет назад.


«Люди, похоже, сосуществовали с птицами-слонами и другими ныне вымершими видами в течение девяти тысяч лет, и, по-видимому, со сравнительно небольшим негативным воздействием на биоразнообразие, что предлагает новые идеи для сохранения видов сегодня», - рассказывает доктор Хансфорд.




Кость эпиорниса со следами человеческих орудий

Эпиорнисы когда-то были обычным видом на Мадагаскаре. Они весили не менее половины тонны, достигали высоты 3 м и откладывали гигантские яйца, которые были больше, чем у современных страусов. Aepyornis и Mullerornis , жили среди других необычных видов на острове, включая гигантских лемуров, которых тоже постигла грустная участь вымирания. Существует множество теорий, почему они вымерли, и сколько людей было в это вовлечено.


Яйцо эпиорниса в сравнении с куриным

Исследование также меняет наши представления о первых людских попаданиях на тропический остров:

«Мы не знаем происхождения этих людей и не будем ничего утверждать, пока не найдем другие археологические свидетельства», - сообщает профессор Патриция Райт из Университета Стоуни Брук, соискатель исследования. «Остается вопрос: кто эти люди? И когда и почему они исчезли?» Новое исследование было опубликовано в журнале Science Advances.