» »

Малые закупки по 44 фз без торгов. Малые закупки: ограничения, экспертиза, штрафы. Условия для проведения малой закупки

27.02.2024

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Ниже в таблице прдставлены регионы РФ, в которых осуществлен максимальный объем малых закупок (в млрд. руб) от общего объема тендеров по плану закупок за 2017 год.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

    они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

    они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с одной и той же организацией.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например , СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

Видеобзор материала по малым закупкам 44-ФЗ

Штраф за нарушение требований в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начнет работать электронный магазин, функционал которого будет заключаться в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса будут указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агреготор торговли (ЕАТ) "Березка" доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он будет взаимодействовать с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса - упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

В отдельную категорию закупочных процедур выделяют малые закупки по 44-ФЗ. Каковы их особенности и порядок проведения в 2019 году, расскажем в статье, а также приведем пример из судебной практики, касающейся малых закупок.

Закупки малого объема по 44-ФЗ: что это

В общем случае закупка малого объема по 44-ФЗ - это торги с ценой контракта до 100 тыс. руб. Однако для отдельных категорий заказчиков планка установлена на показателе 400 тыс. руб. Это:

  • зоопарки, планетарии;
  • заповедники, ботанические сады, ландшафтные;
  • концертные учреждения, театры;
  • цирки, музеи, дома и дворцы культуры, библиотеки;
  • образовательные и спортивные организации и др.

Особенность малых закупок по 44-ФЗ в том, что их можно проводить у едпоставщика. Обо всех случаях таких закупок

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Порядок проведения малых закупок по 44-ФЗ в 2019 году

Первый этап - создание внутреннего документа заказчика, в котором он определяет свои потребности, предмет покупки, цену контракта. После этого информацию доводят до поставщика, который соответствует требованиям. Заключение контракта по результатам малой закупки происходит, если поставщик согласен на все условия заказчика.

Помните про лимиты. Такие процедуры разрешено проводить при соблюдении одного из двух условий - годовой объем таких процедур:

  • не больше 2 млн руб.
  • не более 5% от совокупного и не превышает 50 млн руб.

Эти ограничения не применяют к закупкам для нужд сельских поселений.

Вся процедура проведения малых закупок от планирования до исполнения и три образца

Реестр малых закупок по 44-ФЗ

Реестры закупок малого объема по 44-ФЗ ведутся для более удобного поиска сведений по госзаказу. Такой список может быть отдельным или же входить в общую базу. Отдельные реестры малых закупок по 44-ФЗ ведутся на региональных порталах. Например, сайт закупок малого объема в Ростовской области , сайт малых закупок «Единой автоматизированной информационной системы торгов». Также отдельные ресурсы создают крупные компании. Подобный действует на базе торговой площадки группы Газпрома.

В реестре указывают:

  • наименование и реквизиты заказчика;
  • данные о правовом акте заказчика, утверждающем форму реестра;
  • сведения о промежутке времени, в течение которого данные хранятся;
  • порядковый номер каждой процедуры;
  • информацию о поставщике;
  • цену контракта;
  • дату исполнения.

Отчеты по малым закупкам по 44-ФЗ

Малые закупки по 44-ФЗ хороши тем, что дают заказчикам некоторые послабления. Например, в текст контракта можно не вносить информацию об ответственности сторон, о пени и неустойках, порядке оплаты и приемки товара. Закон разрешает не прикреплять график исполнения договора, а также отчитываться по отдельным этапам. Данные о таких торгах не нужно вносить в реестр контрактов , однако указывать их в планах и планах-графиках все же необходимо.

Готовить отчет о закупке у единственного поставщика в случае с малыми процедурами не нужно.

Малые закупки в едином агрегаторе - пошаговая инструкция

С ноября малые закупки федералов должны были перейти в ЕАТ. Но переход отсрочили в самом конце октября. Эксперт редакции вместе с заказчиком провел пробную закупку и выяснил, на какие кнопки нажимать, чтобы не повторить ошибок первопроходцев, когда система станет обязательной.
Из статьи вы узнаете:
☆ Кто и по каким основаниям закупает в ЕАТ, и когда его можно обойти;
☆ В какие сроки проходит закупка на Березке;
☆ С какими сложностями вы столкнетесь в электронных закупках малого объема;
☆ Как зарегистрироваться и разместить закупку: взгляд из личного кабинета заказчика.

Обоснование закупки малого объема по 44-ФЗ

Нужно ли обоснование для таких процедур? Требование объяснить невозможность или нецелесообразность выбора иного способа определения поставщика не относится к малым закупкам. Об этом сказано в ст. 93. Также эта статья не обязывает заказчиков составлять обоснование цены контракта. Однако это требование предусмотрено ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Поэтому рекомендуем все же включать обоснование цены в контракт.

Малые закупки по 223-ФЗ

Малыми закупками по 223-ФЗ считаются процедуры до 100 тыс. руб. Если оборот заказчика больше 5 млрд руб. в год, планка повышается до 500 тыс. руб. Заказчики могут не размещать данные о малых закупках в ЕИС. Любопытно, что максимальную сумму закупок малого объема закон не ограничивает. Однако в Минэкономразвития России в своем письме от 11.02.2015 № Д28и-205 говорит о том, что злоупотребление закупками у едпоставщика может привести к недобросовестной конкуренции. В нем же сказано, что такие закупки нужно включать в план.

Ответственность за нарушения при малых закупках по 44-ФЗ

Если заказчик нарушает годовые лимиты на проведение закупок малого объема , ему грозит санкция по ст.7.29 КоАП РФ - штраф до 50 тыс. рублей. Его назначают за каждый случай закупки сверх установленных лимитов. К примеру, в постановлении Брянского УФАС России от 04.04.2016 № 189 заказчика, который провел малых закупок на сумму более 2 млн руб., привлекли к ответственности по каждому случаю - за каждую закупку сверх суммы 2 млн руб. В итоге штраф составил 300 тыс. руб.

В рамках системы госзаказа закупками малого объема принято называть прямое заключение контрактов с поставщиком на небольшие суммы. Этот способ популярен у заказчиков по 44-ФЗ, поскольку позволяет получить необходимые товары и услуги в короткие сроки и без лишней подготовки. Однако прямой выбор исполнителя заказчиком противоречит самой сути поэтому закон накладывает на него определенные ограничения.

Какие закупки считаются малыми

В общем случае цена контракта при проведении малой закупки не должна превышать 100 тыс. рублей. Но количество таких контрактов не может быть бесконечно, иначе бы заказчики применяли только этот способ. Объем малых закупок в денежном выражении не должен превышать:

  • 2 млн рублей в год;
  • 5 % от совокупного объема закупок в год, но при этом быть не более 50 млн рублей.

Для отдельных категорий заказчиков предусмотрен более высокий лимит цены контракта по малым закупкам — 400 тыс. рублей. Правило распространяется на учреждения культуры, занятые сохранением объектов наследия, образовательные и спортивные организации, театры, музеи, цирки, планетарии, парки и подобные учреждения. Годовой объем малых закупок таких организаций не должен составлять более половины от совокупного объема закупок и при этом не должен быть более 20 млн рублей.

Что и как можно покупать

По объектам закупки ограничений практически не существует. Это значит, что закупать напрямую у поставщика можно любые товары и услуги при условии, что сумма каждого контракта не превысит 100 тыс. рублей.

На практике к такому методу чаще всего прибегают для периодического приобретения небольших партий товаров или длительных услуг. Среди объектов закупок малого объема популярны «расходники», используемые для обеспечения в жизни офиса: канцтовары, вода, бытовая химия и прочее. Также нередко к прямым контрактам прибегают, когда потребность в чем-то возникла срочно. Например, понадобилось воспользоваться услугами сервисного центра для ремонта офисной техники или автомобиля.

Преимущества и недостатки

Самый большой плюс малых закупок в том, что провести их можно очень быстро. Заказчику не нужно готовить документы и тратить время на проведение конкурентной процедуры. К тому же можно без проблем сотрудничать с проверенными поставщиками, снижая таким образом риски неисполнения контракта.

Документальное оформление закупок до 100 тыс. рублей также максимально упрощено. В план закупок малые объемы включаются общей суммой, без какой-либо детализации. Извещение о проведении такой процедуры публиковать в ЕИС необходимости нет. Отсутствуют у заказчика и прочие обязанности: обосновывать цену и условия контракта, направлять данные о нем в реестр, составлять отчет.

Минусы тоже есть, но в большей степени для всей сферы госзаказа, чем для отдельно взятого заказчика. При осуществлении малых закупок организация действует исключительно на собственное усмотрение. Понятно, что такое положение дел не способствует прозрачности закупочной деятельности. Это дает возможность для реализации коррупционных и прочих нерыночных механизмов.

Еще один минус — в отсутствии конкуренции. Нет борьбы участников, поэтому нет возможности получить лучшие условия сделки.

Как проводятся малые закупки

Порядок закупок малого объема не регламентирован, поэтому каждый решает этот вопрос самостоятельно. Статистика говорит о том, что многие организации при наличии возможности заключают контракты с теми поставщиками, с которыми уже имели дело. Если нужно приобрести новый объект, то специалист по закупке изучает рынок и выбирает поставщика.

Надо отметить, что это не самый эффективный подход, поскольку приводит к существенному росту накладных расходов. Из-за этого реальная стоимость приобретенных объектов зачастую в полтора-два раза выше, чем их заявленная цена. К тому же опросы показывают, что лишь 1/3 часть заказчиков полностью удовлетворена качеством товаров и услуг, полученных в результате малых закупок.

Считается, что повысить эффективность поможет автоматизация процесса. Один из ее вариантов — автоматизированные системы закупок малого объема, которые внедрены в отдельных регионах России. Это торговые площадки, где поставщики и заказчики могут найти друг друга. Например, в Москве создана площадка «Электронный магазин», которая является подсистемой городской системы торгов ЕАИСТ. С ней интегрирован «Портал поставщиков», на котором регистрируются компании и ИП, желающие поучаствовать в госзакупках.

Искусственное дробление

Закон не ограничивает количества контрактов на закупку однородного товара при условии, что не превышены установленные лимиты. Поэтому у заказчиков зачастую возникает соблазн раздробить один крупный контракт на множество мелких и провести под видом малых закупок. С одной стороны, формального запрета на это в законе нет. Но с другой стороны, контролирующие органы могут признать такой подход нарушением. На практике все зависит от конкретных обстоятельств.

Например, организация закупает программное обеспечение для ведения внутреннего учета. Цена полного пакета превышает 100 тыс. рублей, поэтому нужно проводить конкурентную процедуру. Однако заказчик идет на хитрость и приобретает каждый модуль системы по отдельности. Цена каждой покупки составляет менее 100 тыс. рублей, поэтому контракты заключаются напрямую с поставщиком. Иногда доходит до абсурда: один заказчик таким образом заключил более 50 малых контрактов на приобретение отдельных модулей информационной системы. Их общая стоимость составила более 5,5 млн руб. ФАС посчитала это нарушением, аргументируя тем, что каждый отдельный модуль не является самостоятельным продуктом и не работает без других элементов. На самом деле заказчик хотел приобрести весь программный комплекс, а раздробил покупку умышленно, чтобы не проводить конкурентную процедуру.

В то же время если заказчик разбивает контракт на поставку однородных товаров общей суммой 300 тыс. рублей на 3 части, да еще и разносит их по времени, то такие действия вряд ли вызовут излишнее внимание контролеров.

Не путайте «малые» понятия

В рамках системы закупок существует еще одно схожее понятие — это закупка у малых компаний. Если официально, то у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Несмотря на схожесть формулировки, малые закупки и закупки у малых компаний — совершенно разные вещи, которые не нужно путать.

Для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, объем закупки у субъектов малого предпринимательства составляет не менее 15 %. В отличие от закупок до 100 тыс. рублей, такие процедуры строго регламентированы. Поставщик должен определяться конкурентным способом, процедура оглашается в ЕИС, лимит цены контракта также гораздо выше. Кроме того, о проведении закупки у малого бизнеса заказчик раз в год обязан составить отчет.

Подведем итоги

Итак, малые закупки — удобный для заказчика инструмент быстро удовлетворить потребности в товарах и услугах. Они не требуют какой-то особой подготовки, а представляют собой обычное заключение контракта с выбранным поставщиком. Главное — вписаться в установленные законом лимиты. Дополнительных обязанностей, например составлять или отчет по закупкам малого объема, у заказчика не возникает.

Однако нужно помнить, что такой способ закупки все-таки предусмотрен законом в виде исключения, ведь недаром он ограничен по цене контракта. Основной целью системы закупок служит повышение прозрачности использования бюджетных средств, а проведение неконкурентных процедур этому, увы, не способствует. Поэтому пользоваться малыми закупками нужно с умом, чтобы не привлечь излишнего внимания контролирующих органов.

Для закупок до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок - они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб. Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода. Штраф за нарушение требований в закупках малого объема Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика. При выявлении ошибок в процедурах до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30000 руб.

Малые закупки по 44-фз

Закона N 44-ФЗ).При заключении договора, сумма которого не превышает 100 тыс. рублей заказчик вправе руководствоваться пунктом 4 или пунктом 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44 Нужно ли регестрировать договора в реестре контрактов 2.0 по п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона. 1) Надо ли регистрировать договора до 100 и до 400 тыс (заключенные в Электронном магазине) в реестре госкантрактов на ООС. В соответствии с частью 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ, в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона.

Закупки малого объема (до 100 и 400 тыс)

Ответы Разъясните пожалуйста порядок заключения договоров на регулярные услуги, по которым в 2013 году были ежеквартальные пролонгации до 400 т.р. в квартал. Например – бухгалтерское обслуживание, клининг, озеленение и т.д. При заключении контракта с единственным поставщиком, даже при наличии соответствующих правовых оснований, необходимо в письменном отчете обосновать нецелесообразность или невозможность определения поставщика конкурентными способами (часть 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ).

Поэтому в настоящее время такие договоры целесообразно заключать путем проведения конкурентных процедур. Заключение дополнительных соглашений к контрактам (договорам) не предусмотрено законом. У учреждения в план-графике все договоры на сумму до 100 000 руб.
Лимита средств 5% не хватает на заключение всех договоров.

Закупки малого объема 44-фз

Внимание

В то время как закупать без проведения конкурсных торгов на сумму до 400 тыс. рублей имеют только определенные виды организаций. Но давайте обо всем по порядку. Итак, в отношении малых закупок в силу вступают ограничения их лимитов по годовому объему. В рамках закона о контрактной системе изложено два варианта расчета максимально возможного объема:

  1. на сумму не более 2 млн рублей в год;
  2. на сумму, не превышающую 5% от совокупного годового финансового объема закупок предприятия.

Осуществляя расчеты, необходимо принимать во внимание также контракты, заключенные до начала определенного финансового периода, но оплаченные после того, как он наступил.


Таким, образом, для компании с большим оборотом, намного выгоднее и удобнее второй вариант расчета, в то время как остальным лучше выбрать фиксированный предел в 2 млн рублей.

Лимиты закупок малого объема по 44-фз для бюджетного учреждения

Специальными нормами при проведении закупок небольшого объема пользуются организации исполнительной власти федерального уровня — их годовой лимит объема закупок на сумму до ста тысяч определяют в особенном порядке. При организации малых закупок законодательство РФ избавляет учреждения от нужды:

  • отчитываться в документах о невозможности реализовывать закупки другими способами;
  • обосновывать контрактную сумму и прочие главные условия его выполнения;
  • указывать в документе контракта расчет и обоснование цены;
  • указывать в отчетных документах итоги каждого этапа выполнения контракта, сведения о предмете контракта.

Правонарушения Некоторые недобросовестные заказчики усматривают в возможности проводить закупки у одного поставщика способ уклониться от проведения торгов или даже способ заключать контракты напрямую с определенной организацией.

Закупки малого объема

Инфо

Каждый заказчик иногда организует закупки на малые суммы. Зачастую объем закупаемых работ либо товаров очень мал, поэтому организация торгов является экономически и практически неэффективной. Вследствие этого на законодательном уровне разрешены небольшие закупки у единственного поставщика, без организации длительных и сложных торгов.


Важно

Возможность проведения Форма малой закупки возможна исключительно при контрактной цене не более ста либо четырехсот тысяч рублей. Размеры границы цены зависят от формы организации заказчика, видов деятельности и объема закупок в год. Причины для реализации этих закупок детально определены статьей 93 закона №44-ФЗ.


Условия для проведения малой закупки Если закупить у одного поставщика на сумму до ста тысяч рублей может любой заказчик, то закупку до четырехсот тысяч могут проводить только некоторые типы предприятий.

Совокупный годовой объем закупок

При осуществлении малых закупок закон снимает с заказчика обязательство по обоснованию цены контракта, предоставлению отчета о невозможности использовать прочие методы закупки, демонстрации итогов каждого этапа процедуры. Кроме того, организатор может вообще нигде не размещать информацию о проводимой процедуре, в том числе и в ЕИС. Это остается его добровольным правом. Отличие малых закупок по 223-ФЗ В соответствии с частью 15 статьи 4 223-ФЗ малой признается закупка, сумма которой не превышает 100 рублей.

Это справедливо для организаций, годовая выручка которых не превышает 50 миллиардов рублей. В противном случае малой признается закупка на сумму до 500 тысяч рублей. Информацию о таких закупках организатор не обязан размещать в ЕИС.
Каждый заказчик вправе самостоятельно определять перечень закупок, к которым может применять упрощенный порядок проведения процедуры.

Закупки до 100 тыс. по 44-ФЗ

Законодательство о закупках (подробно о нем — ) не содержит определения закупок малого объема, однако данное выражение иногда применяется на практике. Кроме того, в силу п. 4 ч. 1 ст. 93 закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ закупки до 100 тыс. руб. выделены в самостоятельную группу.

Они обладают следующими характеристиками и особенностями:

  1. Заказ может размещаться у единственного поставщика (либо исполнителя услуги, подрядчика).
  2. Максимальная сумма контракта устанавливается в отношении разовой закупки (не более 100 тыс. руб.).
  3. Данный вид закупок может быть избран заказчиком до тех пор, пока их доля составляет менее 2 млн руб. или не превышает 5% совокупного годового объема всех закупок (но не более 50 млн руб.).
  4. Данные рамки не распространяются на муниципальные образования со статусом сельских поселений.

Кроме того, на основании ч. 4 ст. 93 закона № 44 при совершении закупок малого объема в контракт или его приложение должен включаться расчет, обосновывающий стоимость государственного или муниципального заказа. Обоснование следует осуществлять, руководствуясь методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567.

Электронный магазин для малых закупок

С 01.07.2018 у государственных и муниципальных заказчиков появилась возможность использования так называемого электронного магазина для закупок малого объема. Официально он называется единым агрегатором торговли, его функционирование осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства РФ «О создании единого…» от 28.04.2018 № 824-р.

Оператором данного агрегатора правительство определило московскую компанию АО «РТ-Проектные технологии», функционирование площадки осуществляется без участия бюджетных средств, только за счет оператора. Ресурс располагается в интернете по адресу: https://agregatoreat.ru/ и имеет общий доступ для неограниченного круга лиц. Регламент его функционирования размещен на том же сайте, в разделе «Информационные материалы».

Не знаете свои права?

Размещение закупок малого объема на указанном ресурсе для государственных и муниципальных органов на момент написания статьи носит рекомендательный характер. Однако уже с 01.11.2018 для ряда заказчиков (исполнительных органов уровня РФ и федеральных казенных учреждений) малые закупки с использованием агрегатора станут обязательными.

Малый объем по 223-ФЗ

Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ не содержит ни определения малых закупок, ни ограничений по сумме, которые допускают использование особой упрощенной процедуры размещения госзаказа. Вместе с тем ст. 3.6 закона № 223 предусматривает, что заказчик вправе предусмотреть в положении о закупках случаи размещения заказа у единственного поставщика.

Положение о закупках, в соответствии с ч. 1 ст. 2 закона № 223, является правовым актом, который регламентирует правила закупочной деятельности. Документ должен соответствовать требованиям, установленным ч. 3 данной нормы.

Также ч. 2.1 той же статьи допускает принятие типовых положений. Например, Минобрнауки 17.01.2014 было утверждено типовое положение о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений. Нормы подп. 1 п. 29 данного положения предусматривают размещение заказа у единственного поставщика в случае, когда его цена не превышает определенной суммы. Следовательно, размер малой закупки определяется заказчиком индивидуально в соответствующем положении.

Таким образом, по закону № 44 малой закупкой признается контракт стоимостью до 100 тыс. руб. Правительством РФ рекомендовано размещать такие заказы в едином агрегаторе. При этом в законе № 223 малая закупка не упоминается, размер размещаемого у единственного поставщика заказа может определяться положением о закупках.