» »

Первый луноход появился на луне в. Историческое попадание. Всемирно известный луноход Бабакина

04.01.2024

17 ноября 1970 года автоматическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход – «Луноход-1».
Учёные СССР успешно реализовали эту программу и сделали ещё один шаг не только в гонке с США, но и в изучении Вселенной.

«Луноход-0»

Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли. Путь к Луне был долгим и трудным. Методом проб и ошибок советские учёные прокладывали дорогу в космос. Вот уж действительно – первопроходцам всегда тяжело! Ещё Циолковский мечтал о «лунной карете», которая будет сама передвигаться по Луне и совершать открытия. Великий учёный как в воду глядел! – 19 февраля 1969 года ракета-носитель «Протон», которая и сейчас используется для получения первой космической скорости, необходимой для выхода на орбиту, стартовала, дабы отправить межпланетную станцию в космическое пространство. Но при разгоне головной обтекатель, закрывавший луноход, под воздействием силы трения и высоких температур начал разрушаться – обломки попали в топливный бак, что привело к взрыву и полному уничтожению уникального планетохода. Этот проект получил название «Луноход-0».

«Королёвский» луноход

Но даже «Луноход-0» оказался не первым. Проектирование аппарата, который должен был, как машинка на радиоуправлении, передвигаться по Луне, началось ещё в начале 1960-х годов. Космическая гонка с США, стартовавшая в 1957 году, подстёгивала советских учёных на смелую работу по сложным проектам. Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро – КБ Сергея Павловича Королёва. Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны – твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Этим занялся ВНИИ-100 (позднее ВНИИ ТрансМаш), специализировавшийся на изготовлении ходовых частей танков – проектом руководил Александр Леонович Кемурджиан. «Королёвский» (как его впоследствии называли) луноход напоминал своим внешним видом блестящую металлическую черепаху на гусеницах – с «панцирем» в виде полусферы и прямыми металлическими полями внизу наподобие колец Сатурна. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение.

Всемирно известный луноход Бабакина

В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира – как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас – фотографией из советского журнала – перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн.

А всё-таки, какой он?

По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке (в «кастрюле») размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Радиоизотопный источник тепла (использующий радиоактивный распад) обогревал оборудование в тёмное время суток, когда температура с +120 градусов падала до -170. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами (одна резервная), четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной (о ней речь впереди) и прочей хитрой техникой.

«Луноход-1», или недетская игрушка на радиоуправлении

Не будем вдаваться в подробности – это тема для отдельной статьи – но так или иначе «Луноход-1» оказался на Селене. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась – в зависимости от ландшафта – от 3-х до 20-и секунд. Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере. Ввиду большого напряжения, экипажи сменяли друг друга каждые два часа. Таким образом, «Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал множество снимков и панорам и так далее. В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз».


«Луноход-2» Успехи «Лунохода-1» вдохновили на реализацию новой космической программы «Луноход-2». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов. Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. 9 мая я сел за штурвал. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая… Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился. 11 мая сигнала от лунохода уже не было».

«Луноход-3»

К сожалению, после триумфа «Лунохода-2» и ещё одной экспедиции «Луна-24» о Луне надолго забыли. Проблема заключалась в том, что в ее исследованиях, к сожалению, главенствовали не научные, а политические устремления. А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях готовились вести его среди лунных кратеров. Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы. Чего только стоила поворотная стереокамера, подобные которой модно сейчас называть 3D. Теперь «Луноход-3» всего лишь экспонат музея НПО имени С.А. Лавочкина. Несправедливая судьба!

17 ноября 1970 года советская космическая программа совершила еще один эпохальный шаг - «Луноход-1» проехал свои первые метры по внеземной поверхности. Уникальный аппарат можно было смело назвать настоящим чудом техники, и и советские инженеры по праву считали его в какой-то мере реваншем за проигрыш Америке «Лунной гонки». Как разрабатывали луноход и кто именно управлял им?

СССР в 1960-1970-х годах старался покорять ближайшую спутницу Земли не пилотируемыми, а автоматическими аппаратами. Одним из инициаторов исследования космоса межпланетными станциями, зондирования Луны и планет Солнечной системы был руководитель Института прикладной математики АН СССР, президент Академии наук Мстислав Келдыш. Главный космический теоретик Келдыш еще в январе 1958 года предложил основоположнику практической космонавтики Королеву разработать несколько научно-технических проектов для исследования Луны космическими аппаратами (КА).

Вскоре появился документ «О запусках космических объектов в направлении Луны» - так называемая Программа «Е», включавшая на первом этапе восемь проектов. Среди них и проект Е8 - доставка на Луну подвижного исследовательского аппарата, управляемого с Земли.

Луну советские ученые изучали тщательно. Нам первыми удалось сфотографировать ее обратную сторону («Луна-3», 1958 год), совершить мягкую посадку на лунную поверхность («Луна-9», 1966 год), создать первый искусственный спутник Луны («Луна-10», 1966 год) и даже доставить на Землю образцы реголита («Луна-16», 1970 год). Поистине эпохальными академик РАН Михаил Маров считает уникальные полеты лунных КА, которые обеспечили автоматический забор и возврат на Землю лунного грунта и длительную работу на поверхности Луны самоходных аппаратов - двух советских луноходов.

«Успешное осуществление этих проектов в самом начале 1970-х годов позволило в определенной степени ослабить негативные последствия проигранной нами лунной гонки за высадку первого человека на Луну, - утверждает Михаил Яковлевич. - Помню обуревавшие меня сложные чувства, когда я наблюдал выход на лунную поверхность Нейла Армстронга - сочетание гордости за триумф человеческого гения вместе с чувством досады и горечи, что это сделали не мы». Но академик Маров убежден, что лунные автоматы позволили нам, что называется, сохранить лицо и получить результаты, которыми страна сегодня по праву гордится.

Шасси для лунохода

В процессе создания первого в мире планетохода-разведчика приходилось решать массу, уникальных задач - разработать шасси лунохода, систему дистанционного управления, конструкцию посадочной платформы. Эти задачи еще в начале 1960-х годов ставил главный конструктор С. П. Королев, который сам же и подбирал исполнителей.

Например, шасси для планетохода он изначально предложил разработать танковому КБ Кировского завода (г. Ленинград), где подготовили три варианта ходовой части - на основе гусеничного, колесного и волнового (змееподобного) движителя. Однако главный конструктор КБ Жорес Котин, оценив масштабы работы, от дальнейшей разработки внеземного транспортного средства отказался. Причина веская: не стоит распылять силы, чтобы не нанести ущерб основному делу - танкостроению.

Попробовали поручить разработку шасси Научному автотракторному институту, но руководство НАТИ тоже не рискнуло заниматься разработкой «лунного трактора».

Окончательный выбор Королева пал на ВНИИ-100 (позднее ВНИИТрансмаш). Работы над шасси начались летом 1963 года под научным руководством Александра Кемурджиана. Этот ленинградский ученый и конструктор стал одним из отцов-создателей самоходного лунного аппарата.

Сергей Королев , оценивая варианты шасси, разработанные коллективом Кемурджиана, говорил: «При создании космических объектов самое главное - это надежность! Не следует брать рекорды. Неизвестно, как управлять машиной с Земли, как поведут себя материалы и смазки в космическом вакууме. Поэтому надо снизить ходовые параметры - скорость и максимальный пробег. Необходимо, чтобы луноход прошел по Луне хотя бы десять километров и с небольшой скоростью. Надо сделать так, чтобы отказ какой-либо из систем не повлиял на общую работу машины в целом».

В марте 1965 года Королев отказался от создания в своем ОКБ-1 непилотируемых космических аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса и передал эти работы машиностроительному заводу имени С. А. Лавочкина (ныне НПО им. Лавочкина). Заводское КБ возглавил Георгий Бабакин, который и занялся лунной машиной в целом.

Техническое задание на ходовую часть лунохода главный конструктор Бабакин подписал 18 июня 1966 года. Выбор движителя - колесо или гусеница, шагающий или прыгающий способ поворота, функционирование в условиях вакуума и вездесущей пыли, при громадном перепаде температур - вот небольшой перечень проблем, которые предстояло решить при разработке шасси. И созданный восьмиколесный движитель советского планетохода можно было назвать настоящим чудом техники.

Каркас каждого колеса - три титановых обода, обтянутых сеткой из нержавеющей стали и снабженных титановыми грунтозацепами. Каждое колесо с собственным приводом - мотор-колесо, как их еще называют. Упругая подвеска - пучковые торсионы без центрального стержня, изготовленные из титанового сплава. Каждый движитель с пиротехническим устройством для разблокировки колеса - если вдруг заклинит при движении по Луне. В создании шасси участвовал даже Харьковский велосипедный завод - там выполняли балансировку и «спицевание» колес.

Первая - вперед!

«Луноход-1» состоял из двух основных частей: самоходного шасси и герметичного приборного отсека с откидной крышкой - панелью солнечной батареи.

18 ноября 1970 года газеты Советского Союза и мировые СМИ продублировали сообщение ТАСС о начавшейся лунной миссии. Сообщалось, что «управление движением „Лунохода-1“ производится из Центра дальней космической связи (ЦДКС) с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности».

Уже на следующий день ТАСС информировал, что без человеческого вмешательства планетоход обойтись не может. В сообщении от 19 ноября говорилось, что в процессе работы решалась «отработка метода управления самоходным автоматическим аппаратом… Система теленаблюдения и радиотелеметрии позволили операторам, осуществляющим управление луноходом из ЦДСК, уверенно вести самоходный аппарат по маршруту, контролировать прохождение препятствий и следить за состоянием бортовых систем».

Завеса тайны была приоткрыта - есть у лунохода водители. Их многоступенчатый отбор и дальнейшее обучение навыкам вождения лунного «внедорожника» проходили в обстановке строжайшей секретности.

Из почти пятидесяти кандидатов остались только одиннадцать. Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек - рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» (кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань - водитель второго экипажа).

Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно. В каждой команде - пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны.

«Смена длилась два часа, - вспоминает Вячеслав Довгань - Командир, водитель и оператор наведения остронаправленной антенны сидели рядом. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись - и так девять-десять часов».

Сложно было представить, что управляет луноходом человек, находившийся от транспортного средства… на расстоянии около 400 000 километров! Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед водителем. «Время распространения радиоволн от Земли до Луны составляет почти 1,3 секунды, - рассказывает Вячеслав Довгань. - Столько же идет от Луны до Земли телевизионное изображение. Поэтому луноход с задержкой реагировал на команды водителя. Но это была не главная проблема».

Для управления движением лунохода главный конструктор радиосистем Михаил Рязанский предложил применить малокадровую телевизионную систему. «Передача изображения с камер лунохода на Землю только называлось телевизионной, - продолжает Довгань. - На самом деле водитель видел перед собой на телеэкране картинку, которая напоминала сменяющие друг друга кадры черно-белого диафильма.

Система Рязанского предусматривала передачу не 25 кадров в секунду, как это принято обычным телевизионным стандартом, а одного кадра с временной фиксацией от трех до двадцати секунд - более быструю передачу данных каналы связи и счетно-решающие машины того времени обеспечить не могли. После обнаружения препятствия машина продолжала двигаться еще не менее восьми секунд, поэтому обычная скорость лунохода составляла не более двух-трех километров в час».

О первом сеансе с луноходом вспоминал Николай Еременко , командир экипажа №1: «Станция „Луна-17“ совершила мягкую посадку в районе Моря Дождей, и мы заступили на первую в истории космонавтики столь необычную вахту. Вместе с нами находился главный конструктор лунохода. Мы вглядывались в полученную с помощью телекамер панораму Луны. Она простиралась впереди и сзади лунохода - спокойная, относительно ровная, очень похожая на один из участков лунодрома, где мы тренировались. Штурманская группа предложила вариант схода - вперед. Я посмотрел на Геннадия Николаевича Бабакина, а потом скомандовал: „Первая - вперед!“

17 ноября 1970 года в 9 часов 27 минут 07 секунд водитель Габдулхай Латыпов подал ручку на пульте управления на одно деление вперед и нажал на соответствующую кнопку. Загорелся транспарант „Есть движение“, и через 20 секунд „Луноход-1“ коснулся поверхности Луны.

Жизненный цикл лунохода - три месяца, или три лунных дня. Именно столько первому луноходу отводилось на выполнение запланированной программы на поверхности Луны, но самоходный аппарат активно существовал много дольше.

Лунный день равен почти пятнадцати земным дням, сутки на Луне - почти месяц на Земле. Если точнее, то 29 дней 12 часов 44 минуты и 3 секунды. „Луноход-1“ провел на Луне 11 лунных дней - до середины сентября 1971 года. За это время он смог проехать 10 540 метров, передав на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч снимков.

Судьба „Лунохода-2“ оказалась менее успешной - на своем пути он попал в сложную „дорожную ситуацию“, преодолевая сильно разрушенный кратер. Для планетохода и его экипажей - дело обычное, препятствий за время движения преодолели немало. Но на дне именно этого кратера скопилось значительное количество лунной пыли. Колеса погрузились в реголит, планетоход забуксовал. Из кратера он все-таки выбрался, но из-за непредвидимых маневров крышку, покрытую солнечными батареями, и радиатор охлаждения припорошило лунной пылью. Это привело к росту температуры внутри лунохода и уменьшению тока зарядки аккумуляторов. Следующую лунную ночь (две земных недели) он не пережил - разбудить с Земли его не смогли…

»Это было печально, но не трагично, - считает его водитель Вячеслав Довгань, - ведь свое задание «Луноход-2» перевыполнил многократно».

В 2013 году двенадцать лунных кратеров были названы именами командиров, водителей, штурманов, бортинженеров и операторов первого и второго экипажей. На карте Луны появились кратеры: «Николя» и «Игорь» (командиры Николай Еременко, Игорь Федоров); «Гена» и «Слава» (водители Габдулхай Латыпов, Вячеслав Довгань); «Костя» и «Витя» (штурманы Константин Давидовский , Викентий Самаль); «Леня» и «Альберт» (бортинженеры Леонид Мосензов, Альберт Кожевников); «Валера» и «Коля» (операторы направленной антенны Валерий Сапранов, Николай Козлитин). Еще два кратера «Боря» и «Вася» получили имена почетного члена экипажа, руководителя оперативной научной группы от АН СССР Бориса Непоклонова и резервного водителя Василия Чубукина.

«К сожалению, страна утратила те позиции, где лидировала во времена Бабакина, - считает ведущий российский ученый в области изучения Солнечной системы Михаил Маров. - Станции, созданные коллективом Бабакина, конструкторские и инженерные решения, воплощенные в них, до сих пор поражают воображение своей значимостью, оригинальностью и смелостью технических решений. Увы, мы десятилетиями не запускаем космических аппаратов к Луне и планетам».

Конечно, у НПО имени Лавочкина есть проекты, в том числе нацеленные на исследование Луны. Например, «Луна-Глоб» (с мягкой посадкой) или «Луна-Грунт» (с доставкой лунного грунт из района Южного полюса Луны). Дата запуска первого объекта - 2019 год, второго - 2025-й.

А «Луноход-1» и «Луноход-2» остались на Луне - стоят там, как вечные памятники советской науке.

Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом - такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. "Луноход-1" неподвижно простоял на Луне почти 40 лет, и поэтому тем более удивительной оказалась высокая интенсивность ответного луча, пойманного исследователями. Теперь специалисты намерены использовать "проснувшийся" луноход для проведения различных научных экспериментов и даже проверить с его помощью теорию относительности.

История вопроса

Прежде чем рассказать, как созданная в 1970 году машина с недоброй славы радиоактивным изотопом полония внутри связана с Альбертом Эйнштейном, коротко напомним, какие события предшествовали появлению описываемой новости.

Дистанционно управляемый самоходный аппарат-планетоход "Луноход-1" разрабатывался в НПО имени Лавочкина в рамках советской космической программы. После успеха "Спутника" и знаменитого гагаринского "Поехали!" в СССР серьезно готовились к следующему шагу - освоению Луны. В Крыму под Симферополем был создан полигон, на котором будущие обитатели лунной базы тренировались управлять специальными аппаратами для передвижения по лунному грунту, а инженеры-испытатели учились контролировать передвижения "беспилотных" луноходов – машин класса "Луноход-1".

В общей сложности было построено четыре таких машины. Одна из них должна была стать первым земным объектом, достигшим поверхности спутника. 19 февраля 1969 года ракета-носитель серии "Протон", которая несла "Луноход-1", стартовала с космодрома Байконур. Однако на 52-й секунде полета ракета взорвалась из-за аварийного отключения двигателей первой ступени. Организовать новый старт сразу же было невозможно, и в итоге американцы, которые не менее напряженно работали над программой пилотируемых полетов, успели первыми. Запуск космического корабля "Аполлон-11", на борту которого находились Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз, состоялся 16 июля того же года.

Вторую попытку запустить "Луноход-1" советские инженеры предприняли 10 ноября 1970 года. На этот раз полет прошел штатно: 15 числа автоматическая межпланетная станция "Луна-17" вышла на орбиту земного спутника, а 17 числа совершила посадку в Море Дождей – заполненном высохшей лавой гигантском кратере. "Луноход-1" съехал на поверхность Луны и отправился в путь.

Научная программа лунохода была весьма обширной – аппарат должен был изучать физические и механические свойства лунного грунта, фотографировать окружающий пейзаж и его отдельные детали и передавать все данные на Землю. Похожее на каравай "тело" лунохода располагалось на платформе, снабженной восемью колесами. Аппарат был более чем полноприводным – операторы могли независимо регулировать направление и скорость вращения каждого из колес, изменяя направление движения ровера практически как угодно.

Стрелкой указано пятно, которое и является "Луноходом-1". Фото NASA/GSFC/Arizona State U

Правда, управлять луноходом было весьма непросто - из-за почти пятисекундной задержки сигнала (от Земли до Луны и обратно сигнал идет чуть больше двух секунд) операторы не могли ориентироваться по сиюминутной обстановке и должны были предугадывать местоположение аппарата. Несмотря на эти сложности "Луноход-1" проехал свыше 10,5 километра, а его миссия длилась втрое дольше, чем рассчитывали исследователи.

14 сентября 1971 года ученые, как обычно, получили радиосигнал от лунохода, и вскоре после этого, когда на Луне наступила ночь, температура внутри ровера начала понижаться. 30 сентября солнце вновь осветило "Луноход-1", но на связь с Землей он не вышел. Специалисты полагают, что аппаратура не выдержала лунной ночи с ее морозом в минус 150 градусов Цельсия. Причина неожиданного остывания лунохода проста: у него кончился запас радиоактивного изотопа полония-210. Именно распад этого элемента обогревал приборы ровера в то время, когда он находился в тени. Днем "Луноход-1" работал от солнечных батарей.

Нашли

Точное местоположение лунохода было неизвестно ученым – в 70-е годы навигационная техника была развита хуже, чем сейчас, и кроме того, сам по себе лунный рельеф во многом оставался terra incognita . А найти аппарат, размер которого сравним с "Окой", на расстоянии в 384 тысячи километров – задача посложнее, чем отыскать пресловутую иголку в стоге сена.

Надежды на обнаружение лунохода связывали с орбитальными лунными зондами, обращающимися вокруг земного спутника. Однако до недавнего времени разрешения их камер никак не хватало для того, чтобы разглядеть "Луноход-1". Все изменилось в 2009 году, когда американцы запустили аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), оснащенный камерой LROC, специально предназначенной для фотографирования объектов размером до нескольких метров.

Специалисты, курирующие работу LROC, заметили на одном из переданных зондом снимков подозрительный светлый объект. Определить, что пятнышко, которое запечатлела камера, - это автоматическая станция "Луна-17", помогли уходящие от объекта колеи. Их мог оставить только "Луноход-1", и, проследив, куда ведут колеи, ученые обнаружили аппарат. Точнее сказать, они обнаружили пятно, которое с высокой вероятностью было не чем иным, как застывшим луноходом.

Одновременно со специалистами из NASA (зонд LRO был создан под эгидой Американского космического агентства) поисками лунохода занималась команда физиков из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Как позже рассказал ее руководитель Том Мерфи (Tom Murphy), ученые в течение нескольких лет пытались отыскать аппарат в районе, находящемся на много километров в стороне от истинного места остановки лунохода.

Совсем недавно в прессе появилась новость о том, что ученые при помощи зонда LRO на Луне и второй советский "Луноход-2". Вскоре после появления этих сообщений ученые, принимавшие участие в разработке советской лунной программы, заявили, что они . Сведения, рассказанные Мерфи и его командой об их экспериментах, могут служить подтверждением слов отечественных специалистов, а данные, переданные LRO, позволили воочию увидеть второй луноход.

У читателя может возникнуть вопрос, зачем калифорнийские физики так упорно охотились за советской машиной. Ответ не совсем очевиден – луноход нужен исследователям для проверки теории относительности. При этом луноход как таковой специалистов не интересует. Единственная деталь, ради которой они годами разыскивали аппарат, – это установленный на нем уголковый отражатель - прибор, отражающий попавшее на него излучение в направлении строго обратном направлению падения. При помощи уголковых отражателей, установленных на Луне, ученые могут определять точное расстояние до нее. Для этого к отражателю посылают лазерный луч и затем ждут, пока он отразится и вернется на Землю. Так как скорость движения луча постоянна и равна скорости света, измерив время от отправки луча до его возвращения, исследователи могут узнать расстояние до отражателя.

"Луноход-1" – не единственный аппарат на Луне, снабженный уголковым отражателем. Еще один установлен на втором советском планетоходе "Луноход-2", а три других были доставлены на спутник в ходе 11-й, 14-й и 15-й миссий "Аполлон". Мерфи и его сотрудники в своих исследованиях регулярно использовали их все (хотя отражатель лунохода они задействовали реже остальных, так как он плохо работал при попадании прямых солнечных лучей). Но для проведения полноценных экспериментов ученым не хватало именно отражателя "Лунохода-1". Как объяснил Мерфи, все дело в местоположении аппарата, которое идеально подходит для проведения опытов по изучению характеристик жидкого ядра Луны и определения ее центра масс.

Дьявол в деталях

В этом месте читатель может окончательно запутаться: как уголковые отражатели связаны с лунным ядром и при чем здесь все-таки теория относительности? Связь, действительно, не самая очевидная. Начнем с общей теории относительности (ОТО). Она утверждает, что из-за гравитационных эффектов и искривления пространства-времени Луна будет обращаться вокруг Земли не совсем по той орбите, которая постулируется в рамках ньютоновской механики. ОТО предсказывает лунную орбиту с точностью до сантиметров, поэтому для того, чтобы ее проверить, необходимо проводить измерения орбиты с не меньшей точностью.

Уголковые отражатели являются прекрасным инструментом для определения орбиты – имея множество измеренных расстояний от Земли до Луны, ученые могут очень точно вывести траекторию вращения спутника. Жидкие "внутренности" Луны влияют на характер движения спутника (попробуйте вращать на столе вареное и сырое куриные яйца, и вы сразу увидите, как проявляется это влияние), и поэтому для получения точной картины необходимо выяснить, как именно Луна отклоняется из-за особенностей своего ядра.

Итак, пятый отражатель был жизненно необходим Мерфи и коллегам. После того как ученые установили место стоянки "Лунохода-1", они "выстрелили" в этот район лазерным лучом диаметром около ста метров при помощи установки в обсерватории "Апач-пойнт" в Нью-Мексико. Исследователям повезло – они "попали" в отражатель лунохода со второй попытки и таким образом сузили диапазон поисков до 10 метров. К удивлению Мерфи и его команды, пришедший от "Лунохода-1" сигнал был очень интенсивным – более чем в 2,5 раза сильнее, чем лучшие сигналы второго лунохода. Кроме того, ученым в принципе повезло, что они смогли дождаться отраженного луча – ведь отражатель вполне мог оказаться повернутым от Земли. В ближайшее время исследователи намерены уточнить местоположение аппарата и начать полноценные эксперименты по проверке справедливости утверждений Эйнштейна.

Таким образом, история "Лунохода-1", прервавшаяся 40 лет назад, получила неожиданное продолжение. Не исключено, что некоторые из читателей возмутятся (а судя по реакции на новость в Сети – уже начали возмущаться), почему это американские ученые пользуются нашим луноходом и как жаль, что российские специалисты оказались в этом опыте не у дел. Чтобы как-то снизить градус будущих дискуссий, хочется отметить, что наука – это международное дело, и поэтому спорить о национальных приоритетах научных работ – занятие, в лучшем случае, бесполезное.

- Вячеслав Георгиевич, вы автомобиль водите?

Конечно.

Но, говорят, в экипаж лунохода отбирали офицеров, не имевших опыта управления транспортными средствами, вплоть до мопедов? Якобы земной опыт вождения может помешать...

Чушь! Выдумки журналистов. Где вы видели выпускников военных училищ, не умеющих сидеть за рулем?! Я, к примеру, закончив Камышинское артиллерийское, водил все виды легковых, грузовых автомобилей и тягачей, которые существовали в то время.

- Еще говорят, что вас готовили по программе космонавтов.

Да, это так. Нас проводили по всей тропе космонавтов.

- Но зачем? Ведь космические перегрузки вам не грозили...

А нас не спрашивали. Да мы поначалу и не знали, куда нас готовят. И когда на двадцатый день подготовки дошли до центрифуги, а ее нам не дали, то подумали: все, мы отчислены. Тут-то нам и объяснили, что готовимся в земные экипажи лунохода.

- И не все из вас этому обрадовались...

Да, были те, что хотели быть только космонавтами и отказались от дальнейшей работы. Некоторые не прошли по здоровью. В итоге нас осталось 11 из полусотни.

Виртуозное вождение

- В чем особенности управления луноходом?

Самая главная - в задержке изображения. Сигнал с Земли до Луны идет 1,3 секунды, потом столько же обратно плюс аппаратурная задержка - всего 4,1 секунды. Но это не все. У нас ведь было малокадровое телевидение, совсем не похожее на нынешнее. В конечном итоге каждый кадр на экране замирал чуть ли не на 20 секунд, а луноход-то в это время двигался! Впервые в истории экипаж и транспортное средство были разделены расстоянием почти в 400 000 километров.

- Получается, управляли вслепую?

Нет, не вслепую. Я же знаю, где по курсу камень, где кратер, сколько до них метров, каких они размеров. Я оцениваю обстановку и докладываю, как поступить. В руках у меня штурвал, как у пилота самолета, только управляю одной рукой.

- А откуда управляли?

Из Пункта управления луноходом (ПУЛ) в поселке Школьное, под Симферополем. Там же был построен для тренировок и лунодром. Молодцы военные строители, они за полтора месяца соорудили площадку, имитирующую лунную поверхность: вырыли кратеры, камней натаскали и даже покрыли грунт "лунной" краской.

- Как строился рабочий день после посадки "Лунохода-1"?

У нас было два экипажа по пять человек. Смена длилась два часа. Командир, водитель (это я) и оператор наведения остронаправленной антенной (ОНА) сидели рядом. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж. Потом мы опять менялись. И так девять-десять часов. После этого тщательный разбор полетов, а затем короткий, не больше четырех часов, сон в гостинице - и опять на смену. Ездили четырнадцать с половиной земных суток, пока на Луне длится день. Потом там начиналась ночь, и мы уезжали в свою часть и продолжали служить, как говорится, "через день на ремень". Через 14 суток возвращались в Школьное...

В общей сложности, включая подготовительный и завершающий этапы, командировка на Луну продолжалась с 1 ноября 1970 года по 10 октября 1971 года.

- Все было сверхзасекречено?

Каждый день в центральных газетах публиковались сообщения о том, как движется луноход. Но нас не знал никто. И только через 20 лет разрешили рассказывать про это незабываемое время.

Восьмерка на 8 Марта

- Слышал, что на 8 Марта вы нарисовали луноходом восьмерку - где-то в районе Моря Дождей. Кто это придумал?

Так мы решили поздравить женщин, которые с нами работали. Заранее выбрали на Луне ровную площадку. Начальство было недовольно, что с ним не согласовали, но все обошлось. Мы приняли картинку-панораму с Луны, сделали из нее визиточки и подарили дамам. Сначала, правда, мы хотели нарисовать на Луне римскую цифру ХХIV, потому что шел ХХIV съезд КПСС, но потом решили не рисковать. Вдруг не поймут - эти ХХ на ха-ха похожи...

- А менее приятные нештатные ситуации были?

Сколько угодно. Например, заход в кратер...

- И как выбирались?

Закрывали панель солнечной батареи, узнавали, какой крен-дифферент, и вылезали без разговоров. Потом, кстати, нашими именами 12 кратеров на Луне назвали. Мой называется "Слава".

- Когда все закончилось, наверняка был большой банкет...

Да что вы! Не принято это было. А вот мы сами с тех пор каждый год встречаемся 17 ноября, в день, когда "Луноход-1" прилунился. Увы, в этом году только трое смогут прийти: я, командир экипажа Игорь Леонидович Федоров и оператор ОНА Валерий Михайлович Сапранов. Последним нас покинул в августе штурман-навигатор Викентий Григорьевич Самаль...

А "трактор" наш навечно остался на Луне.

ЛУНОХОД - 1

ПЕРВЫЙ ПЛАНЕТОХОД В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ПРОРАБОТАВШИЙ НА ЛУНЕ С 17 НОЯБРЯ 1970 ГОДА ДО 29 СЕНТЯБРЯ 1971 ГОДА

РИА Новости www.ria.ru

Луноход

Лунохо́д

транспортное устройство, предназначенное для передвижения по поверхности Луны и управляемое по радио с Земли. Научная измерительная аппаратура, установленная на луноходе, предназначена для изучения топографических и селено-морфологических особенностей местности, определения химического состава и физико-механических свойств грунта, исследования радиационной обстановки на Луне и т. п. С помощью уголкового отражателя , установленного на луноходе, проводилась лазерная локация (измерения) с Земли. Первый луноход – «Луноход-1» – доставлен на Луну 17 ноября 1970 г. автоматическим космическим аппаратом «Луна-17». Масса лунохода составила 756 кг, длина (с открытой крышкой) – 4.42 м, ширина – 2.15 м, высота – 1.92 м.

Луноход состоит из герметичного приборного отсека с аппаратурой и самоходного . В приборном отсеке находится система терморегулирования, приёмная и передающая радиоаппаратура, приборы системы дистанционного управления и электронной аппаратуры, аккумуляторные батареи. В передней части отсека расположены иллюминаторы телевизионных камер, предназначенных для управления движением лунохода и передачи на Землю панорам лунной поверхности и части звёздного неба, Солнца и Земли. На поверхности отсека укреплены остронаправленные и малонаправленные антенны для двухсторонней радиосвязи с Землёй. Отсек имеет крышку, которая лунной ночью закрыта, что препятствует отводу тепла из отсека. На внутренней поверхности крышки расположены солнечные батареи . В рабочем состоянии, при открытой крышке, батареи подзаряжают бортовые аккумуляторы. Самоходное шасси предназначено для передвижения по поверхности Луны. Оно имеет 8 колёс (все ведущие), колею – 1600 мм, диаметр колёс – 510 мм, ширину колеса – 200 мм. Поворот осуществляется за счёт уменьшения или увеличения скорости вращения колёс правой или левой группы. Управление луноходом значительно осложняется тем, что между моментом получения изображения «дороги» оператором в центре управления и поступлением команды на луноход проходит почти 4 секунды. Это обязывает экипаж с некоторым опережением предвидеть возможное направление движения и препятствия на пути лунохода. «Луноход-1» прошёл 10 540 м, детально обследовал лунную поверхность на площади 80 000 мІ. С помощью телевизионных систем было получено более 200 панорам и свыше 20 000 снимков поверхности Луны, изучены физико-механические свойства её поверхности, проведён химический анализ грунта. Время активного функционирования «Лунохода-1» составило 301 сут 6 ч 37 мин. После завершения программы «Луноход-1» был выведен на практически горизонтальную площадку, и его обеспечивает многолетнее проведение лазерной локации с Земли. 16 января 1973 г. с помощью автоматического космического аппарата «Луна-21» в район восточной окраины Моря Ясности был доставлен «Луноход-2». Усовершенствованный по опыту работы «Лунохода-1», с расширенными возможностями, он прошёл по поверхности Луны 27 км и передал на Землю большое количество научной информации о Луне.

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "луноход" в других словарях:

    Луноход … Орфографический словарь-справочник

    Производитель … Википедия

    Аппарат 8ЕЛ № 203 … Википедия

    - «Луноход 3» лётный экземпляр в музее НПО имени С. А. Лавочкина … Википедия

    Лунник Словарь русских синонимов. луноход сущ., кол во синонимов: 2 лунник (3) луномобиль … Словарь синонимов

    ЛУНОХОД - автоматический самоходный аппарат или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый в мире «Луноход 1», управляемый с Земли, был изготовлен в Советском Союзе и проработал на Луне почти год (с 17.11.1970 г. по… … Большая политехническая энциклопедия

    ЛУНОХОД, название советских беспилотных аппаратов, запущенных с целью исследования поверхности Луны. В октябре 1970 г. был запущен космический корабль «Луна 17» с «Луноходом 1», который прошел по лунной поверхности и осуществил сбор и передачу… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ЛУНОХОД, а, муж. Автоматический самоходный аппарат с дистанционным управлением, передвигающийся по Луне. | прил. луноходный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Почтовая марка СССР. 1973. Луна 21, Луноход 2, центр дальней космической связи «Луноход» серия советских роботов планетоходов для исследования Луны. Луноход 1 первый лунный самоходный аппарат. Был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970… … Википедия

    Лунный самоходный aппapат, аппарат, способный самостоятельно передвигаться на поверхности Луны, или аппарат для перевозки на поверхности Луны космонавтов и оборудования (см. рис.). Л. использовались для проведения науч. исследований и как трансп … Большой энциклопедический политехнический словарь

Книги

  • Конструктор "Энергия ветра 6 в 1" , . Отличный способ начать подготовку ребенка к современной жизни наполненной высокими технологиями. Набор "Энергия ветра" позволяет ребенку самому собрать себе робота, целых 6 моделей! Он легко…