» »

Сколько лет строится авианосец. Первые авианосцы морских держав. Авианосцы в период между мировыми войнами

17.02.2024

Авианосец - класс военных кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Авианосцы располагают полётной палубой и другими средствами обеспечения взлёта, посадки и базирования самолётов и/или вертолётов (в частности ангарами, техническими средствами обслуживания и заправки авиатехники),

средствами управления и обеспечения полётов.

Возглавляя авианосные ударные группы, авианосцы являются оперативно-тактически высокомобильными боевыми единицами, позволяющими быстро концентрировать значительные силы в любой области Мирового океана.

Развитие новых видов морского вооружения постепенно изменило взгляды на роль военных авианосцев. Долгие годы она была приоритетной: вплоть до 1960 г., то есть до появления атомных субмарин с ракетами на борту ни одно судно, кроме авианосца, не могло похвастаться своей принадлежностью к ВМС стратегического назначения. Со временем авианесущие корабли начали делить на несколько основных классов: тяжелые ударные авианосцы (водоизмещением более 70 000 т), легкие авианосцы (водоизмещением 13 000-35 000 т) и крейсера-вертолетоносцы.

Ударные авианосцы , чаще всего с ядерными энергетическими установками и тяжелыми штурмовиками на борту, способны решать широчайший круг задач борьбы с крупными группировками противника. Для базирования самолетов необходима длинная полетная палуба (до 330 м), вместительный ангар на 90-100 самолетов, мощные катапульты и самолетоподъёмники. По своему архитектурному облику тяжелый авианосец - гладкопалубный корабль с высокими бортами и небольшой «островной» надстройкой в средней части корпуса, как правило, смещенной к правому борту. Верхняя палуба специально расширена за счет угловой полетной палубы. Длина взлетных полос достигает 90 м.

На судах этого типа обычно установлено 2-4 катапульты, которые позволяют самолетам покидать палубу корабля с интервалом не более 30 секунд. Вкратце о принципе действия паровой катапульты. Самолет крепится к гаку (крюку) челнока, жестко связанного с поршнями двух паровых цилиндров, размещенных под полетной палубой. Перемещение поршней цилиндров и разгон челнока с самолетом до необходимой скорости в 250 км/ч производятся давлением пара. После разгона самолет автоматически отцепляется от гака челнока и взлетает.

Приземление самолета на палубу было бы невозможно без аэрофинишеров, аварийных барьеров, индикаторов посадки и других специальных систем. Аэрофинишер, сокращающий длину пробега самолета при посадке, представляет собой систему тросов, расположенных поперек посадочной палубы и соединенных с находящимися под ней тормозными механизмами. Идущий на посадку самолет выпускает специальный хвостовой гак и, цепляясь им за тросы, плавно тормозит. На случай, если самолет не сможет выпустить гак, предусмотрен аварийный барьер в виде натянутой между двумя стойками нейлоновой сети.

Легкие авианосцы - так называемые «корабли контроля моря» - не столь универсальны, как тяжелые, и, как правило, служат для противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей и конвоев. На них базируются легкие штурмовики, истребители и вертолеты. Большинству легких авианосцев, несущих самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, не нужны ни катапульты, ни аэрофинишеры.

Крейсера-вертолетоносцы - лучшее средство для противолодочной обороны и поддержки высадки десанта. Такие корабли не имеют сплошной полетной палубы. Носовой частью они напоминают крейсер и только в корме - авианосец. Первыми ударными авианосцами послевоенной постройки были американские корабли типа «Форрестол», спущенные на воду в 1954-1958 гг. и способные нести 90 тяжелых палубных бомбардировщиков взлетным весом до 35 т.
В состав этой серии вошли четыре корабля: «Форрестол», «Саратога», «Рейнджер» и «Индепенденс», полное водоизмещение которых находилось в пределах 79 250-81 160 т, а длина достигала 318 м. Разработчики этих кораблей, «переварившие» опыт войны, обратили особое внимание на схему бронирования, непотопляемость и защиту судна от подводных взрывов.
Кроме пусковых установок ракет на авианосцы установили артиллерийское вооружение, состоящее из четырех 127-мм универсальных артустановок. Авианосцы были способны разогнаться до 34 узлов. Экипаж одного корабля составил 5500 человек, из которых 2480 приходились на летно-технический состав.

«Форрестолы» недолго находились в гордом одиночестве - в скором времени у них появились последователи. Ими стали, с одной стороны, первый атомный авианосец «Энтерпрайз»,построенный в 1961 г., а с другой - четыре корабля типа «Китти Хок» (1961-1968 гг.) с котлотурбинными установками.

Сначала США планировали создать только 1 ядерные авианосцы, но из-за их большой стоимости все же решили строить корабли типа «Китти Хок» с обычной энергетической установкой. Но многолетняя эксплуатация «Энтерпрайза» показала, что, вопреки ожиданиям, современные атомные авианосцы обходятся государству не намного дороже, чем обычные.

Начиная с 1975 г. в США строят атомные авианосцы типа «Нимитц». В эту серию, кроме головного судна, вошли еще пять авианосцев: «Эйзенхауэр» (1977 г.), «Винсон» (1982 г.), «Рузвельт» (1986 г.), «Линкольн» (1990 г.) и «Вашингтон» (1992 г.). Это самые большие ударные авианосцы из когда-либо строившихся. Их полное водоизмещение - ни много ни мало 91 500 т, длина по ватерлинии 317 м, ширина корпуса 40,8 м, а габариты угловой взлетной палубы 23Т,7 х 76,8 м. Максимальная скорость этих кораблей достигает 36 узлов, а дальность плавания 800 000-1 000 000 миль.

При этом авианосцы очень слабо вооружены: всего три спаренные ракетные установки и четыре 20-мм автомата на каждом. Наверняка в этом виновата принятая в ВМС США концепция, согласно которой за противовоздушную и противокорабельную защиту авианосца должны целиком отвечать корабли его охранения. Зато на нем легко умещаются 90 самолетов.

В 1990 г., тогда еще в СССР, вступил в строй тяжелый авианесущий крейсер типа «Рига» полным водоизмещением 70 500 т. Традиционные катапульты на крейсере заменили самолетным трамплином. «Рига» стала первым советским кораблем, иа котором предусмотрено базирование реактивных самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой. А вот крейсеру-авианосцу «Ульяновск» с полноценной атомной энергетикой так и не суждено было появиться на свет. Этот большой корабль водоизмещением 75 000 т с полетной палубой 72-метровой ширины строили целых три года, после чего он был неожиданно исключен из списков флота и разрезан на металл.

Непобедимые гиганты, подобные «Нимитцу», казалось, должны были занять почетное место во всех военных флотах. Но большинство стран предпочло им легкие многоцелевые авианосцы. Пример таких кораблей - суда типа «Инвинсибл» (Англия), авианосцы «Дж. Гарибальди» (Италия), «Прииц Астурийский» (Испания), два французских корабля типа «Клемансо», новый атомный авианосец «Ришелье» (тоже французский), советские (теперь российские) авианесущие крейсера типа «Киев» и ряд устаревших авианосцев Аргентины, Бразилии и Индии.

Все эти, на первый взгляд не очень похожие суда легко разделить на две группы: легкие авианосцы водоизмещением 28 000-40 000 т, которые несут 20-80 самолетов и вертолетов с взлетной массой до 20 т, и новые авианосцы - корабли контроля над морем водоизмещением 13 000-20 000 т, несущие самолеты с вертикальным взлетом и посадкой.

Легкий многоцелевой авианосец «Инвиисибл» , вошедший в состав английского флота в 1980 г., положил начало серии из трех кораблей. Полное водоизмещение судов этого типа составляет 19 500 т при максимальной длине 209 м и ширине 31,9 м. Их максимальная скорость хода - 28 узлов, а дальность плавания - 5000 миль. Авианосцы типа «Инвиисибл» относятся к новому поколению кораблей - носителей самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, не требующих вспомогательного оборудования. На них базируется 8 самолетов и 12 вертолетов. Помимо авиации, вооружение этих кораблей включает зенитно-ракетный комплекс и две 20-мм артиллерийские установки ближней обороны.

Французские легкие авианосцы «Клемансо» и «Фош» имеют полное водоизмещение 32 780 т, длину 215 м и ширину 31,7 м. Максимальная скорость хода достигает 32 узлов, а дальность плавания - 7500 миль. На каждом авианосце базируется до 40 самолетов и вертолетов. «Ришелье», спущенный на воду в 1996 г., вскоре должен будет заменить эти корабли. Это судно имеет классическую архитектуру авианосца с небольшой надстройкой, сильно сдвинутой в нос.
Максимальная длина судна составляет 261,5 м, ширина по ватерлинии - 31,8 м, а ширина полетной палубы - 61 м; ядерная энергетическая установка мощностью 82 000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 28 узлов. Вооружение корабля, кроме 40 самолетов и вертолетов составляют 5 пусковых установок зенитно-ракетных комплексов и 20-мм автоматические пушки. «Ришелье» не позабыли оснастить радиоэлектронным оборудованием, системой постановки помех и гидроакустической станцией, расположенной в носовом бульбообразном обтекателе. Жилые помещения рассчитаны на 1850 человек, включая летчиков и десантников.

Италия тоже обзавелась легким авианосцем. Им стал построенный в 1985 г. корабль «Дж. Гарибальди». Его водоизмещение равно 13 850 т, наибольшая длина 180,2 м, ширина корпуса 23,4 м, а полетной палубы - 30,4 м.

Две мощные турбины обеспечивают судну скорость 30 узлов, а запасы топлива - дальность плавания 7000 миль. В отличие от обычного авианосца «Дж. Гарибальдн» несет мощное универсальное ракетное оружие - четыре противокорабельные установки и два зенитио-ракетных комплекса. Вооружение авианосца дополняют три спаренные артиллерийские установки и два трехтрубных торпедных аппарата для борьбы с подводными лодками. На корабле базируются 16 противолодочных вертолетов типа «Си Книг», хотя оптимальным признан вариант размещения шести вертолетов и восьми самолетов. Подсчитано, что это позволит обеспечить перехват воздушных целей на удалении до 800 км, воздушное патрулирование в зоне до 200 км и нанесение ударов авиацией на расстоянии до 370 км.

Для замены устаревшего авианосца «Дедало» постройки еще 1943 г. в 1988 г. испанцы ввели в строй легкий многоцелевой авианосец «Прииц Астурийский», настоящий корабль контроля над морем. Это судно в еще большей степени, чем «Иивиисибл» и «Дж. Гарибальди», приспособлено для базирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. «Принц» имеет водоизмещение 16 200 т и длину 175 м. Он способен принять на борт 20 самолетов и вертолетов. Для ближней самообороны на нем установлены четыре 20-мм зенитные артустановки. Скорость хода этого авианосца - 26 узлов.

В 1975 г. советский ВМФ получил первый из трех крейсеров типа «Киев» (длина 273,1 м, водоизмещение 43 220 т, экипаж 1300 человек), на котором базировалась эскадрилья противолодочных вертолетов и самолеты вертикального взлета и посадки. Ни один из этих боевых кораблей не дожил до сегодняшнего дня: в 1993-1994 гг. все они были расформированы, а затем демонтированы, как того требовала очередная программа разоружения.

Развитие вертолетостроения и успешное применение этих боевых машин для борьбы с подводными лодками привели к появлению нового класса авианесущих кораблей - крейсеров-вертолетоносцев. В 1964 г. практически одновременно вступили в строй сразу три таких корабля: французский «Жанна д’Арк» и два корабля типа «Аидреа Дориа» в Италии.

Крейсер-вертолетоносец «Жаниа д’Арк » является типичным представителем своего класса кораблей с развитой надстройкой и довольно большой взлетно-посадочной площадкой, занимающей около половины длины судна. На вооружении крейсера состоят восемь противолодочных вертолетов Линке», пусковая установка противокорабельных ракет «Экзосет» и четыре 100-мм универсальные артустановки.

Итальянские корабли «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» водоизмещением 6500 т - обычные гладкопалубиые крейсера с расширенной в кормовой части верхней палубой, где расположена взлетно-посадочная площадка. Здесь же, на верхней палубе, находится и анrap для четырех вертолетов. Вооружение дополняют два трехтрубных торпедных аппарата, спаренная пусковая установка зенитных ракет и восемь 76-мм артустановок.

Противолодочный Крейсер «Кайо Дуилио» типа «Андреа Дориа»

Энергичные итальянцы не остановились на достигнутом и пополнили свой авианосный, вернее сказать, вертолетоносный флот новым кораблем: в 1969 г. вступил в строй многоцелевой крейсер-вертолетоносец «Витторио Венето». Он стал дальнейшим развитием кораблей типа «Андреа Дориа», отличаясь от них более сильным противолодочным вооружением и гораздо большим числом вертолетов. На корабле их девять. Помимо них крейсер вооружен спаренной пусковой установкой зенитных ракет «Терьер», ракетным противолодочным комплексом «Асрок», восемью 76-мм универсальными артустановками и двумя торпедными аппаратами. Водоизмещение корабля 8850 т, турбина мощностью 73000 л. с. обеспечивает скорость полного хода 32 узла и дальность плавания 5000 миль. Экипаж корабля состоит из 550 человек.

Англичане решили не строить новые вертолетоносцы, а переоборудовать в них три крейсера типа «Тайгер». Но модернизация первого корабля затянулась до 1971 г., к тому же затраты были очень большими, а толку оказалось мало. В итоге, переоборудовав два корабля, третий решили не переделывать. Новоявленные вертолетоносцы прослужили в английском флоте до 1984 г.

В 1967 г. советский флот получил первый из двух противолодочных крейсеров типа «Москва» (длина 189,1 м, водоизмещение 14 900 т, максимальная скорость хода 30 узлов, экипаж 850 человек), на котором базировалась эскадрилья из 14 противолодочных вертолетов. Крейсер «Москва» и по сей день входит в состав Черноморского флота, а его собрат «Ленинград» в 1991 г. был расформирован, а затем демонтирован.

Крейсера-вертолетоносцы не получили дальнейшего развития. За последние 20 лет на воду не было спущено ни одного нового корабля этого класса. Более того, судостроительные программы не предусматривают их создание и в ближайшие годы. Эти корабли окончательно вытеснены легкими многоцелевыми авианосцами, самым лучшим воплощением концепции корабля для контроля над морем.

7 декабря 1922 года был введен в строй первый в мире корабль, специально спроектированный и построенный как авианосец. Это был японский легкий авианосец межвоенного периода «Хосе». Использовался как опытный и учебный корабль для тестирования оборудования, отработки техники пилотирования и тактики морской авиации. Он был первым в своем роде.

АВИАНОСЕЦ «ХОСЁ»

В переводе с японского языка «Хосё» означает «Летящий феникс». Как было сказано выше, «Хосё» - это японский легкий авианосец межвоенного периода. Он был первым в мире кораблем, спроектированным и построенным как авианосец. Он также был первым авианосцем ВМС Японии. В основном «Хосё» использовался как опытный и учебный корабль для тестирования оборудования, отработки техники пилотирования и тактики морской авиации. Впервые принял участие в боевых действиях в 1932 году во время Шанхайского инцидента, затем - в конце 1937 года на начальной стадии Японо-китайской войны (1937–1945). В обоих конфликтах самолеты «Хосё» осуществляли поддержку с воздуха наземных сил и участвовали в воздушных боях с авиацией китайских националистов. Небольшие размеры корабля и малая численность авиагруппы (около 15 самолетов) ограничивала эффективность его применения в боевых операциях. По этой причине «Хосё» был выведен в резерв и в 1939 году стал учебным авианосцем. Во время Второй мировой войны участвовал в битве за Мидуэй в качестве вспомогательного авианосца. После битвы продолжал функционировать в качестве учебного авианосца в территориальных водах Японии, к концу войны получил незначительные повреждения от атак с воздуха. После войны использовался в качестве транспорта для репатриированных японских солдат, возвращавшихся в Японию. Сделал 9 рейсов, перевез около 40 тыс. человек. В 1946 году был продан на слом.
К моменту вступления в строй «Хосё» имел максимальную длину 168 метров, ширину 18 метров и осадку 6,2 метра. Стандартное водоизмещение корабля составило 7470 тонн, нормальное - 9494 тонны. Численность экипажа составляла 512 офицеров и матросов. Корабль практически не имел вооружения - только 140-мм орудия с длиной ствола 50 калибров, по два с каждого борта. На «Хосё» были установлены две паровые турбины «Парсонз» суммарной мощностью 30 тыс. л. с., которые вращали два винта. Проектная скорость корабля составляла 25 узлов. Авиагруппа корабля составляла 15 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «ЭНТЕРПРАЙЗ»

«Энтерпрайз» является первым в мире авианосцем, который был создан с ядерной силовой установкой. Это первый и единственный корабль своего проекта, несмотря на еще пять запланированных к постройке «собратьев». Итоговая стоимость «Энтерпрайза» достигла 451 млн долларов, и это стало одной из причин, по которой серийное строительство серии так и не началось. Имеет наибольшую длину среди боевых кораблей мира - 342 метра. Одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, за это время корабль может пройти до 1 млн миль. Из-за сильного превышения бюджета «Энтерпрайз» остался без запланированной зенитно-ракетной системы Terrier. Вместо этого система обороны корабля была оснащена тремя ПУ ЗРК RIM-7 Sea Sparrow малой дальности. «Энтерпрайз» является единственным авианосцем с более чем 2 ядерными реакторами, неся на борту 8 реакторов. Дополнительным новшеством на «Энтерпрайз» была установлена радарная система SCANFAR, основанная на фазированной антенной решетке предоставляющая преимущество над традиционными радарами с вращающейся антенной.
Итак, авианосец «Энтерпрайз» имеет максимальную длину 342 метра, ширину 78 метров и осадку 12 метров. Стандартное водоизмещение корабля составило 73 858 тонн, полное - 93 400 тонн. Численность экипажа составляет 3 тыс. человек, плюс 1800 человек авиакрыла. На «Энтерпрайзе» установлены 8 реакторов суммарной мощностью 210 МВт (285 520 л. с.). Скорость корабля составляет 33,6 узлов (62,2 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 90 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ «АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ»

Это тяжелый авианесущий крейсер, входящий в состав Северного флота России. Основное его предназначение - поражение крупных надводных целей и защита морских соединений от атак вероятного противника. Он был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. На его борту во время походов базируются самолеты Су-25 и Су-33, а также вертолеты Ка-27 и Ка-29. «Адмирал Кузнецов» был спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. К 2015 году планируется заменить Су-33 на многофункциональные МиГ-29.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет максимальную длину 306 метров, ширину 71 метр и осадку 10 метров. Стандартное водоизмещение корабля составляет 46 540 тонн, полное - 59 100 тонн. Численность экипажа составляет 1980 человек, в том числе: 520 офицеров, 322 мичмана и 1138 матросов. На «Адмирале Кузнецове» установлены четыре паротурбины мощностью 50 000 л. с. каждая, девять турбогенераторов мощностью 2 039 л. с. каждый и шесть дизель-генераторов мощностью 2 039 л. с. каждый. Таким образом авианосец обладает суммарной мощностью в 230 585 л. с. Скорость корабля составляет 29 узлов (53,7 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 50 самолетов и вертолетов.

АВИАНОСЕЦ «ЛЯОНИН»

«Ляонин» является пока первым и единственным авианосцем ВМС Китайской Народной Республики. Он был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине, и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 млн долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. Заступил на боевое дежурство 25 сентября 2012 года. Конструкция корабля близка к однотипному «Адмиралу Кузнецову». Большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении. По имеющимся данным, пусковые установки ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты - заделаны, чтобы освободить больше места для расположения запасных частей самолетов. Вместо шести автопушек АК-630, китайский авианосец несет три автоматические пушки Type 1130, являющиеся близким аналогом системы Goalkeeper. Зенитно-ракетное вооружение состоит из трех восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащенных инфракрасным сканирующим датчиком и имеющим дальность действия до 6 километров. В целом, вооружение корабля выглядит сравнительно ослабленным и ориентированным исключительно на самооборону авианосца.
Авианосец «Ляонин» имеет максимальную длину 304 метра, ширину 75 метров и осадку 10 метров. Численность экипажа составляет 1980 человек. На «Ляонине» установлены четыре паротурбины суммарной мощностью 200 тыс. л. с. Скорость корабля составляет 29 узлов (53,7 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 30 самолетов и 24 вертолета.

АВИАНОСЕЦ «НИМИЦ»

Авианосец «Нимиц» американских ВМС является самым большим военным судном в мире. Имея длину 333 метра, ширину 77 метров и водоизмещение порядка 98 тыс. тонн, он способен разместить у себя на борту до 90 единиц боевой авиационной техники, из которых 64 самолета и 26 вертолетов. Команда судна включает в себя экипаж 3200 человек, авиагруппу 2800 человек и 70 человек командного состава. При таких характеристиках авианосец может достигать скорости до 30 узлов (55,6 км/ч). Такой корабль может работать до 20 лет без замены энергоносителя силовой установки.
Энергоустановка авианосца включает основную и вспомогательную силовые установки. Основная включает в себя два ядерных водо-водяных реактора, работающих на четыре паровые турбины. Суммарная мощность турбин составляет 280 тыс. л. с. Вспомогательная установка включает в себя четыре дизельных двигателя общей мощностью 10 700 л. с. На «Нимице» установлено бортовое вооружение для защиты от различного рода противников. Для обороны от воздушного противника, имеется три зенитно-ракетных комплекса и четыре зенитных артиллерийских установки калибра 20 мм. Для защиты от торпед применяются два торпедных аппарата калибра 324 мм.

АВИАНОСЕЦ «СИНАНО»

Это корабль Императорского флота Японии времен Второй мировой войны. Являлся крупнейшим авианосцем того времени. Первоначально корабль мог стать одним из четырех сверхмощных линейных кораблей типа «Ямато». В авианосец его начали переоборудовать после битвы за Мидуэй, в которой Императорский флот потерял сразу четыре своих сильнейших авианосца. До 1960 года «Синано» оставался крупнейшим авианосцем в мире, но его превзошел атомный «Энтерпрайз».
Итак, авианосец «Синано» имел максимальную длину 266 метров, ширину 53 метра и осадку 11 метров. Стандартное водоизмещение корабля соствляло 64 800 тонн, полное - 71 890 тонн. Численность экипажа составляла 2400 человек. На «Синано» были установлены четыре паровые турбины суммарной мощностью 114 МВт (153 тыс. л. с.). Скорость корабля составляла 27,3 узла (50,6 км/ч). Авиагруппа авианосца составляла 18 истребителей, 12 ударных самолетов и 6 разведчиков.

АВИАНОСЕЦ «ЛЕКСИНГТОН»

Авианосец ВМС США «Лексингтон» был спущен на воду в октябре 1925 года. И принят на вооружение в декабре 1927 года. Также известен под прозвищем «Леди Лекс». На правом борту он имел массивную надстройку, окруженную двумя спаренными 203-мм АУ спереди и двумя сзади. Другими же характерными чертами авианосца были бронирование корпуса вплоть до полетной палубы, за исключением мест спуска и подъема шлюпок. Во время нападения на Перл-Харбор корабль обеспечивал авиационную поддержку подразделений морской пехоты США, удерживавших остров Мидуэй, и поэтому избежал катастрофы. Первой боевой операцией «Лексингтона» была неудавшаяся попытка освобождения острова Уэйк, состоявшаяся сразу после нападения на Перл-Харбор. В конце января 1942 авианосец обеспечивал прикрытие рейда на Маршалловы острова, а затем привлекался к отдельным операциям в юго-западной части Тихого океана.
Авианосец «Лексингтон» имеет максимальную длину 270 метров, ширину 39 метров и осадку 9 метров. Стандартное водоизмещение корабля составляет 36 тыс. тонн, полное - 47 700 тонн. Численность экипажа составляет 2951 человек. Суммарная мощность всех энергетических установок «Лексингтона» равна 156 МВт (210 тыс. л. с.). Скорость корабля составляет 34 узла (63 км/ч). Авиагруппа авианосца составляет 70 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «МИДУЭЙ»

Это самый первый тяжелый американский авианосец, головной корабль типа «Мидуэй». Принимал активное участие в бомбардировках Северного Вьетнама, в ходе Вьетнамского конфликта, а также принимал участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Находился в составе американского флота около 40 лет. Выведен из состава флота 11 апреля 1992 года. С 1998 года - корабль-музей в Сан-Диего.
Авианосец «Мидуэй» имеет максимальную длину 295 метров, ширину 41 метр и осадку 10 метров. Стандартное водоизмещение корабля составило 47 219 тонн, полное - 59 901 тонна. На корабле штатно размещаются 3443 человека при реальной вместимости около 4100 человек. На судне установлены 12 водотрубных котлов и четыре турбины. Все это имеет суммарную мощность в 215 тыс. л. с. Скорость корабля составляет 33 узла (61 км/ч). Авиагруппа авианосца состоит из 136–153 самолетов.

АВИАНОСЕЦ «ИНВИНСИБЛ»

Авианосцы типа «Инвинсибл» - серия британских авианосцев 1970-х годов. Были созданы после отмены строительства авианосцев типа CVA-01 и сворачивания работ по авианосцам и изначально проектировались как крейсера-вертолетоносцы. После ряда изменений, в том числе вносившихся уже в ходе строительства кораблей, проект был превращен в легкий авианосец, несущий самолеты укороченного или вертикального взлета и посадки и вертолеты. В 1973–1975 годах были построены три корабля этого типа. Один из них - «Неукротимый». Он отлично себя зарекомендовал во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 1990-х «Неукротимый» поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более совершенные, но менее легендарные.
Итак, авианосец «Неукротимый» имеет максимальную длину 209 метров, ширину 36 метров и осадку 8 метров. Полное водоизмещение корабля составляет 20 600 тонн. Численность экипажа составляет 557 человек плюс 318 человек авиагруппы. На «Неукротимом» установлены четыре газотурбинных двигателя суммарной мощностью 97 200 л. с. Скорость корабля составляет 28 узлов (51 км/ч). Изначально авиагруппа авианосца насчитывала 14 самолетов и вертолетов. В поздние годы их численность увеличили до 22.

АВИАНОСЕЦ «ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ»

Это флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой и первый атомный авианосец, построенный за пределами США. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского «Адмирала Кузнецова») и самый боеспособный авианесущий корабль. Авианосец выполнен по традиционной схеме - с надстройкой, сдвинутой к правому борту, и угловой палубой. Для взлета самолетов предназначены две паровые катапульты C-13F, изготовленные во Франции по американской лицензии. При длине стартовой дорожки 75 метров они разгоняют самолеты массой до 25 тонн до скорости более 200 км/ч с темпом запуска 1 самолет в минуту.
Авианосец «Шарль де Голль» имеет максимальную длину 261 метр и ширину 64 метра. Полное водоизмещение корабля составляет 42 тыс. тонн. Численность экипажа составляет 1200 человек плюс 600 человек авиакрыла плюс 100 человек из командного состава. На «Шарле де Голле» установлены два атомных реактора К-15 суммарной мощностью 76 200 л. с. Скорость корабля составляет 27 узлов (50 км/ч). Без перезагрузки ядерного топлива авианосец способен постоянно двигаться со скоростью 25 узлов (46 км/ч) в течение пяти лет. Авиагруппа авианосца составляет 40 летательных аппаратов.

Авианосец Дуайт Эйзенхауэр, слева: через пирс, Джон К. Стеннис (USS John C. Stennis (CVN-74)) отходит Норфолке, штат Вирджиния на свой первый развертывания, 26 февраля 1998 года. ВМС США фото фотографа 3-го класса Лия Канакской Один из основных предварительных проектов CVX является авианосец-невидимка. Внешне он радикально отличается от всех предыдущих кораблей этого класса. Стреловидная носовая часть призвана уменьшить радиолокационную заметность. Надстройка - «остров» - также выполнена с элементами технологии «стэлс». Вся верхняя часть представляет собой большую взлетно-посадочную палубу. Самолеты также смогут взлетать и с двух вспомогательных взлетных палуб, расположенных по бортам практически по всей длине корпуса. Первый из авианосцев нового класса уже спущен на воду.

В ноябре 1961 года в состав американского флота был введен первый авианосец с ядерной энергетической установкой – CVAN-65 «Энтерпрайз». На нем полностью отсутствовало артиллерийское и ракетное вооружение – его оборона возлагалась на его же собственные самолеты. Астрономическая по тем временам сумма в 450 млн. долларов, затраченная на его постройку, оставила его единственным в своей серии. Первый корабль новой серии атомных авианосцев типа «Нимитц» был заложен в 1968 году. Его собратья и на сегодняшний момент продолжают оставаться самыми крупными боевыми кораблями в мире.

Один корабль серии «Нимитц», заслуживает особого внимния, а именно: «Джордж Буш-старший» CVN-77 . Хоть этот корабль номинально и считается 10-м в серии, по своей конструкции он будет занимать переходное положение между «Нимитцами» и перспективными авианосцами CVX, которые и составят основу морской мощи Соединенных Штатов в XXI веке.

«Джордж Буш-старший» имеет полностью обновленное радиоэлектронное оборудование и боевую информационную управляющую систему. Вместо привычного «острова» на кораблях серии CVX предполагается установить одну или две небольшие надстройки призматической формы, призванной максимально снизить их эффективную площадь рассеяния (ЭПР) – для уменьшения радиолокационной заметности, а антенны будут заменены на фазированные решетки, расположенные на боковых стенках надстроек. В этих же целях и самолето-подъемники, по всей вероятности, вновь станут палубными, а не бортовы ми, как на всех послевоенных кораблях.

Такие перспективные авианосцы XXI века, как CVN-78 и CVN-79, должны стать вообще совершенно новыми кораблями. Не исключено, что вместо ядерного топлива на них совершится переход на турбины. Новинкой должны явиться и электромагнитные катапульты, и электромагнитные посадочные устройства, которые заменят обычные катапульты и аэрофинишеры. Параллельно ведется разработка и перспективных самолетов для вооружения этих кораблей. CVN-78 был заложен в 2009-м, Спущен на воду – в 2013 году. CVN-79, соответственно – в 2011-м и 2018 годах. Срок службы этих авианосцев определен в 50 лет. В настоящее время командование ВМС США считает, что флот должен иметь в строю не менее 10 авианосцев. Самый первый атомный авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» CVN-65 выведен из состава флота в 2012 году, после чего в течение 3 лет должен быть введен в строй CVN-78, получивший название «Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford)

Авианосный парк США

1 авианосец Enterprise («Энтерпрайз») полное водоизмещение 89 100 т; длина 342,4 м; самолетов 80; скорость 32 узла. Списан 1 декабря 2012 года

9 авианосцев типа Nimitz («Гарри Трумэн», «Джон Стэннис», «Джордж Вашингтон», «Авраам Линкольн», «Теодор Рузвельт», «Карл Винсон», «Дуайт Эйзенхауэр », «Джордж Буш-старший», «Рональд Рейган»). Полное водоизмещение 91 440 т; длина 331,7 м; самолетов 80; скорость 31 узел.

3 авианосца типа Kitty Hawk («Констеллейшн», «Китти Хоук», «Джон Ф. Кеннеди») полное водоизмещение 80 950 т; длина 319,3 м; самолетов 95; скорость 33,6 узла.

10 универсальных десантный кораблей (1 – типа "Тарава", который устарел; 8 – совеременные типа "Уосп"; 1 – новейший "Америка". Водоизмещение: 40 тыс. тонн; длина 250 м.

Они способны перевозить и высаживать на берег, а также поддерживать действия экспедиционного батальона морской пехоты (2000 чел.) со всей техникой. Док-камера в корме служит для обслуживания амфибийных десантных барж (типа LCAC) на воздушной подушке, а также традиционных, типа LCU-1610, которые доставляют на берег тяжелую технику. В ангаре под полетной палубой размещается до 40 единиц летной техники, которые действуют с 8-10 посадочных мест на летной палубе.

Целевая группа пятьдесят один (CTF-51) универсальных десантных кораблей собрались вместе в беспрецедентном до этого формирования во время операции в Персидского заливе. Это был первый раз, когда шесть универсальных палубных десантные кораблей из Восточного и Западного побережий развернули в одном районе операции. Во главе с флагманское судно Тарава (LHA 1), остальные корабли (слева направо): Боном Ричард (LHD 6), Кирсердж (LHD 3), Батаан (LHD 5), USS Сайпан (LHA 2) , и Боксер (LHD 4). CTF-51 привела десантные войска ​​в регион Персидского залива во время операции по освобождению Ирака. Головной и корабль и первый с левого борта - типа «Тарава», остальные - типа «Уосп». Дата 20 апреля 2003.
Самая большая группа из 32 кораблей разного класса для морского десанта собиралась с целью высадки в Инчхон, во время Корейской войны.

Россия

1 тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Полное водоизмещение 70 500 т; длина 304,5 м; самолетов 24, вертолетов 42; скорость 32 узла.

Появление в составе ВМС США атомных подводных лодок, вооруженных ракетами типа «Поларис 1», поставило перед ВМФ СССР вопрос об организации противолодочной обороны дальней зоны. Для этого нужен был корабль с групповым базированием противолодочных вертолетов. Его технический проект был утвержден в январе 1962 года. Для дальнего обнаружения подводных лодок в подкильном выдвижном обтекателе впервые была установлена мощная гидроакустическая станция. В ангарах корабля разместилось 1Л противолодочных вертолетов Ка-25. Головной корабль серии получил имя «Москва», второй – «Ленинград». К началу ходовых испытаний на «Москве» было установлено 19 новых образцов оружия и технических средств, еще не принятых на вооружение, а в 1972-м корабль принял на свою палубу первый самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). Но так как корабль, вооруженный лишь вертолетами, не мог претендовать на океанское господство, то в результате появился проект тяжелого авианесущего крейсера. Он был оснащен не только самолетами, но и ударным ракетным оружием. Всего было построено 3 таких корабля (проект 1143) – «Киев», «Минск» и «Новороссийск», предназначенных для группового базирования 16 самолетов вертикального взлета Як-38 и 18 противолодочных вертолетов. На ТАКР типа «Рига» (проект 1143.5) впервые в отечественном флоте было предусмотрено базирование реактивных самолетов горизонтального взлета и посадки. Первоначально планировалась установка катапульт, но позже их заменили трамплином. Ныне этот корабль является единственным действующим авианосцем российского флота и носит имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на нем базируются лучшие в мире палубные истребители Су-33.

Последним достижением отечественного кораблестроения стало начало постройки атомных авианосцев по проекту 1143.7. На корабле водоизмещением около 75000 т планировалось разместить до 70 летательных аппаратов, две катапульты, трамплин и аэрофинишеры, а также ударное ракетное оружие, состоящее из 16 вертикальных пусковых установок. Ядерная энергетическая установка могла обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов. Но после полного прекращения финансирования к концу 1991 года корабль, готовый почти на треть, был разрезан прямо на стапеле. Отечественные авианесущие корабли никогда не были классическими авианосцами, так как их главное ударное оружие – ракеты, а не самолеты и вертолеты.

Китай

1 авианосец «Ляонин » Водоизмещение 59 500 т; Длина 304,5 м; Ширина 38 м (75 м – полётная палуба). Авиационная группа до 30 палубных истребителей Shenyang J-15, до 24 вертолетов Changhe Z-8. Скорость хода 29 узлов (54 км/ч)

Ляонин (до 19 июня 1990 года – «Рига», до 25 сентября 2012 года – «Варяг»; также известен под бортовым номером 16 и ранее – под неофициальным именем «Ши Лан») – первый и единственный авианосец НОАК . Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.

В 1993 году по договору между Украиной и Россией «Варяг» отошёл Украине. В 1992 году при 67 % технической готовности строительство было приостановлено, корабль законсервирован и в апреле 1998 года продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за $25 млн, как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино. Буксировка корабля длилась 627 дней Турция под давлением США 16 месяцев отказывалась пропустить его через Босфор и проход корблей без двигателя запрещен через Суэцкий канал.

Авианосцы Великобритании

Было 3 легких авианосца типа ILLASTRIES («Инвинсибл», «Илластриес», «Арк Ройял») водоизмещение 19 500 т; длина 207,0 м; самолетов 14; скорость 28 узлов.

В июле 1973 года был заложен первый британский авианосец послевоенной постройки «Инвинсибл». Этот корабль, вступивший в строй в 1980 году, имел уникальное авиационное вооружение, состоящее из самолетов вертикального взлета/посадки (СВВП) «Харриер» и достаточно необычный для классического авианосца вид. Его взлетная палуба ближе к носу заканчивалась большим трамплином с углом установки 70, рассчитанным на то, что самолет СВВП может взлетать не только вертикально, но и с коротким разбегом. Это позволяло значительно увеличить вес вооружения, с которым самолет может подняться в воздух. Всего было построено три авианосца этого типа – «Инвинсибл», «Илластриес» и «Арк Ройял». Эти корабли стали родоначальниками абсолютно нового типа авианосцев – носителей СВВП, или авианосцев для самолетов с вертикальным/коротким взлетом/посадкой. До недавнего времени они составляли основу морской мощи Великобритании, хотя их никак нельзя сравнивать с ударными авианосцами ВМФ США – в пять раз меньшее водоизмещение и всего от 14 до 16 СВВП против 80-90 «нормальных» самолетов. В боевом составе британского флота до 2005 года постоянно находились два корабля, третий же выводился в в резерв для прохождения планового ремонта или модернизации.

В 2005 году «Инвинсибл» был списан. «Арк Роял» был списан 11 марта 2011 г. В 2011 отпрвлены на слом.

«Инвинсибл» торжественно возвращается после Фолклендского конфликта в 1982 году. Выстроились на палубе вертолеты Sea King из 820 военно-морской авиационной эскадрильи и самолета Sea Harrier FRS1 из 800 военно-морской авиационной эскадрильи.

В настоящее время ведется разработка проекта авианесущих кораблей, призванных заменить авианосцы типа «Илластриес». Название нового типа «Куин Элизабет» (англ. Queen Elizabeth class carriers). На авианосцах такого типа не будут применяться атомные энергетические установки. На палубе будет две надстройки. В качестве основного двигателя используется интегрированная дизель-газотурбинная-электрическая двигательная система. Палуба авианосцев типа «Куин Элизабет» обеспечивает одновременный взлёт и посадку самолётов. В передней части палубы расположен трамплин с углом возвышения 13°. Полное водоизмещение 70,600 т; длина 284 м; Авиационная группа 40 самолётов и вертолётов.

Франция

1 авианосец Charles De Gaulle («Шарль де Голль») полное водоизмещение 42 550 т, длина 261,5 м, до 40 летательных аппаратов, скорость 27 узлов.

Первый послевоенный авианосец французской постройки «Клемансо» вошел в строй в ноябре 1961 года, а однотипный с ним «Фош» – в июле 1963-го. Оба они были модернизированы для базирования новых самолетов. В 1980-м было принято решение о строительстве двух атомных кораблей, построен же был только «Шарль де Голль», являющийся единственным авианосцем французского флота. Он имеет оригинальный силуэт – его «остров», созданный с элементами технологии «стелс», сильно сдвинут на нос. Постройка этого корабля, по разным данным, обошлась от 3,2 до 10 миллиардов долларов, что, собственно, и привело к отказу от планов по строительству следующего корабля.

Индия

2 авианосца: Viraat («Вираат») полное водоизмещение 28 700 т; длина 198 м; самолетов 21; скорость 28 узлов. «Викрамадитья» водоизмещение полное 45 500 т; длина габаритная 274 м; ширина габаритная 53,2 м; скорость хода максимальная 32 узла; авиационная группа 14-16 самолётов МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, до 10 вертолётов Ка-28 , Ка-31.

Индия проводит последовательную политику, направленную на развитие своего авианосного флота. В 1986 году было достигнуто соглашение с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес», вошедшего в состав ВМФ Индии под названием «Вираат», и до сих пор находящегося в строю.

Авианосец «Викрамадитья» сооружен на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем. В процессе перестройки корпуса корабля на нём было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано всё вооружение и установлено новое, исключительно зенитное.

Бразилия

1 авианосец Sao Paulo («Сан-Паулу») полное водоизмещение 32 700 т; полная длина 265 м; самолетов 12-14; вертолетов 9-11; скорость 32 узла.

Выведенный из состава французского флота осенью 2000 года авианосец «Фош» был куплен Бразилией, получив название «Сан-Паулу».

Италия

1 авианосец Giuseppe Garibaldi («Джузеппе Гарибальди») полное водоизмещение 13 850 т: длина 180,2 м: самолетов 12; скорость 29,5 узла.

Испания

1 авианосец Principe De Asturias («Принсипе де Астуриас») полное водоизмещение 16 700 т; длина 195,7 м; самолетов 17; скорость 26 узлов.

Тайланд

1 авианосец Chakri Nareubet («Чакри Нареубет») полное водоизмещение 11 486 т; длина 167 м; самолетов 10; скорость 26,2 узла.

«Чакри Нареубет» построен испанцами по заказу ВМС Таиланда на базе проекта «Принсипе де Астуриас», хотя и уступает ему в размерах. Не исключено, что на постройку для Таиланда еще одного легкого авианесущего корабля в ближайшее время будет заключен контракт с Германией.

Когда американские моряки первыми начали пробовать посадить самолет на палубу судна, англичане уже бурно обсуждали проект авианесущего транспорта. Поэтому первые авианосцы, переделанные из обычных кораблей и судов, появились именно в Великобритании, а потом и в других странах.

В основном это были плавучие базы гидросамолетов. Британцы приступили к созданию авиатранспортов сразу же после начала войны. В 1914 году вступил в строй гидроавиатранспорт « Ark-Royal » переоборудованный из угольного транспорта. Переделанные из таких транспортов первые авианосцы имели большие трюма, где могли находиться самолеты, а оттуда их извлекали с помощью кранов, стоявших на палубе, и опускали на воду для взлета. Кроме того, на борту транспорта « Ark-Royal » установили еще одну платформу, позволяющую запускать машины с борта.

гидроавиатранспорт «Ark-Royal»

Технические характеристики авиатранспорта «Ark-Royal»:
Длина - 112 м;
Ширина - 15,5 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 7080 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 3000 л. с.;
Скорость - 10,6 узла;
Вооружение:
Орудия 76 мм - 4;
Гидроаэроплан - 4;

гидроавиатранспорт «Ansvald»

Не считала нужным особенно заботиться о создании авиатранспортов Германия, уповая на свои дирижабли, но, тем не менее, там была сделана попытка переделки в авианосцы двух поспешно зафрахтованных пароходов « Ansvald » и « Санта Элена » . На носу и на корме этих судов были построены деревянные ангары со стальными каркасами, которые вмещали гидроаэропланы. Они вступили в состав флота в августе 1914 года.

Технические характеристики гидроавиатранспорта «Ansvald »:
Длина - 133 м;
Ширина - 16,6 м;
Осадка - 7,3 м;
Водоизмещение - 5400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые машины мощностью 2800 л. с.;
Скорость - 11 узлов;
Вооружение:
Орудия 88 мм - 2;
Гидроаэроплан - 3;

Мало внимание итальянцев к созданию авианосцев нетрудно объяснить: узкое и очень тихое Адриатическое море позволяло рассчитывать на морскую авиацию берегового базирования.

авиатранспорт «Орлица»

В 1915 году на Российском флоте был широко известен необычный корабль - авиатранспорт « Орлица » переоборудован из парохода « Императрица Александра » . На его палубе располагались два ангара по два самолета в каждом. В трюме находился еще один летательный аппарат в полуразобранном виде. Самолеты опускались на воду и поднимались на борт при помощи кранов. Для защиты от бомб над машинами и котельным отделением устанавливалась стальная сеть. На корабле находились необходимые запасы топлива и бомб, а также слесарные мастерские. Авиатранспорту « Орлица » удалось проявить свои боевые возможности при поддержке сухопутных войск возле мыса Рагоцем, Германия в 1915 году.

авиатранспорт «Орлица»

Технические характеристики авиатранспорта «Орлица»:
Длина - 91,5 м;
Ширина - 12.2 м;
Осадка - 5,2 м;
Водоизмещение - 3800 тонн;
Судовая силовая установка - паровая мощностью - 2200 л.с.;
Скорость - 12 узлов;
Вооружение:
Орудия 75 мм - 8;
Гидроаэроплан - 5;

Постепенно английское адмиралтейство проводило переоборудование в авиатранспорты более быстроходных гражданских судов, среди которых наиболее известными были паромы « Engadain » и « Ben-mai-kri ». Они были построены для доставки людей и грузов через пролив Ла-Манш в 1911 и 1915 году соответственно. С авиатранспорта « Engadain » запускаемые самолеты принимали участие в налетах на базу дирижаблей в Тондерне и в Ютландском сражении. Авиатранспорт « Ben-mai-kri » активно действовал на Средиземном море во время Дарданелльской операции. Именно с палубы этого корабля поднялись в воздух торпедоносцы, которые впервые в мире провели торпедную атаку в боевых условиях.

авиатранспорт «Engadain»

Технические характеристики авиатранспорта «Engadain »:
Длина - 95,5 м;
Ширина - 12,2 м;
Осадка - 3,9 м;
Водоизмещение - 1676 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 15000 л. с.;
Скорость - 21 узел;
Вооружение:
Гидроплан - 4;

авиатранспорт «Ben-mai-kri»

Технические характеристики авиатранспорт «Ben-mai-kri »:
Длина - 118 м;
Ширина - 14 м;
Осадка - 4,6 м;
Водоизмещение - 2651 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 18000 л. с.;
Скорость - 24 узла;
Вооружение:
Гидроплан - 4;

первый авианосец «Argus»

Но самолеты-торпедоносцы, запускаемые с первого авианосца « Argus » представляли большую опасность для кораблей противника. Переоборудован из лайнера «Конте Россо», который строился в Англии для Италии в 1918 году. Война помешала завершению строительства в 1916 году, и английское руководство решило выкупить корпус и достроить как авианосец « Argus ». В конструкции этого корабля было немало изменений: полное отсутствие надстроек, заметно увеличена полетная палуба, отвод дыма через горизонтальный дымоход. Самой главной особенностью был аэрофинишер, который заменил систему с волочащимися по палубе мешками с песком.

авианосец «Argus»

Технические характеристики первого авианосца «Argus »:
Длина - 173 м;
Ширина - 20 м;
Осадка - 6,4 м;
Водоизмещение - 20400 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 22000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Вооружение:
Орудия 190 мм - 4;
Самолетов - 20;

Авианесущие корабли пришлось создавать в ходе боевых действий. Но у новоиспеченных авианосцев обнаружилось ряд существенных недостатков. Даже при небольшом волнении на море спуск и прием самолетов становился крайне затруднительным. Отсутствие брони и противоторпедной защиты делало первые авианосцы достаточно уязвимыми. Но именно эти надводные корабли дали возможность выработать все технические и организационные решения: подъем самолетов с ангаров, взлет, посадку, обслуживание, что в ближайшем будущем было успешно применено в ударных авианосцах. Очень неудачной была конструкция дымовых труб - располагалась сбоку, они задымляли зону посадки.

первый авианосец «Lengli»

Следующим толчком для начала строительства авианесущих кораблей ведущими морскими странами стал Вашингтонский военно-морской договор подписан 6 февраля 1922 года между США, Великобританией и Японией, который ограничил водоизмещение тяжелых артиллерийских кораблей (), но разрешил их переоборудование в авианосцы. Вскоре появились первые авианосцы Великобритании, США и Японии. В марте 1922 годы был принят на вооружение первый американский легкий авианосец « Lengli », переделан из угольного транспорта.

первый авианосец «Lengli»

Технические характеристики первого авианосца «Lengli»:
Длина - 165 м;
Ширина - 27 м;
Водоизмещение - 15200 тонн;
Судовая силовая установка - паровая;
Скорость - 15 узлов;
Вооружение:
Орудия 127 мм - 4;
Самолетов - 35;

первый авианосец «Хосё»

В декабре 1922 года первым поднял флаг японский легкий авианосец « Хосё », переделанный из быстроходного танкера. Сравнительно небольшой корабль с гладкой, лишенной надстроек палубой вдоль всего корпуса. На нем впервые были применены три коротких дымовых трубы, установленные по правому борту ниже полетной палубы. Во время посадки самолетов эти трубы могли откидываться на шарнирах наружу и становиться горизонтально, перпендикулярно борту корабля. Он имел хорошие , однако скорость его хода была сравнительно небольшой. Через четыре года появились два небывалых в истории флота авианосца , на долю которых в первые месяцы войны на Тихом океане выпала огромная боевая нагрузка.

первый авианосец «Хосё»

Технические характеристики первого авианосца «Хосё»:
Длина - 165 м;
Ширина - 18 м;
Осадка - 6,2 м;
Водоизмещение - 10500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 30000 л. с.;
Скорость - 25 узлов;
Вооружение:
Орудия 140 мм - 4;
Самолетов - 21;

В процессе проведения регулярных военно-морских учений с участием авианосцев, уже в 30-х годах назначение и их роль во флоте изменилось. были достаточно уязвимыми для проведения самостоятельных боевых действий, поэтому их задачами стало обеспечение плавучими аэродромами при эскадрах, соответственно и в море выходили в составе крейсеров или линкоров .

авианосец «Akagi» в море

В Японии, как и в США, было принято решение о переоборудовании в авианосцы недостроенные линкоры. Самым известным стал « Akagi » переделанный из линейного крейсера. Надводный корабль был спущен на воду в 1925 году, а вступил в строй после окончательной модернизации в 1939 году. Поверх его главной палубы была возведена трехэтажная надстройка - ангар. Крышу верхнего ангара оборудовали под полетную палубу. Здесь же находились две короткие взлетные полосы. Для возможности ведения артиллерийского обстрела с кораблями противника, японцы также вооружали авианосцы десятью 200 мм орудиями. Флагманский корабль адмирала Нагумо авианосец « Akagi » участвовал в ударе по Перл-Харбору 7 декабря 1941 года, который положил начало войне между Японией и США. В течение шести последующих месяцев этот корабль возглавлял почти все наиболее важные военно-морские операции на Дальнем Востоке. был потоплен американской авиацией в сражении при Мидуэе 5 июня 1942 года.

авианосец «Akagi»

Технические характеристики тяжелого авианосца «Akagi »:
Длина - 260 м;
Ширина - 31 м;
Осадка - 8,7 м;
Водоизмещение - 36500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 133000 л. с.;
Скорость - 31,2 узла;
Вооружение:
Орудия 203 мм - 6;
Орудия 127 мм - 12;
Самолетов - 91;

первый авианосец «Bearn»

Во Франции самым знаменитым первым авианосцем считался « Bearn » переделан из дредноута «Нормандия » в 1923 году. В 1927 году вступил в строй. В мае 1940 года после капитуляции Франции «Bearn » с двумя крейсерами ускользнул на остров Мартиника. Опасаясь, что эти корабли попадут к немцам, англичане организовали вокруг острова блокаду и летом 1943 года вынудили французского адмирала сдать свои боевые корабли. В 1944 году «Bearn » на одной из американских верфей был переоборудован в авиатранспорт и вместо прежнего вооружения получил четыре 127 мм универсальные пушки. До конца войны использовался для перевозки самолетов из Канады во Францию, потом служил базой подводных лодок и в 1967 году пошел на слом.

первый авианосец «Bearn»

Технические характеристики авианосца «Bearn »:
Длина - 182 м;
Ширина - 35 м;
Осадка - 9,3 м;
Водоизмещение - 25500 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 37500 л. с.;
Скорость - 21,5 узла;
Вооружение:
Орудия 155 мм - 8;
Орудия 75 мм - 6;
Торпедные аппараты - 4;
Самолетов - 40;

В дальнейших планах англичан предусматривалось строительство нового авианосца, но они не спешили, чтобы накопить опыт в использовании уже имеющихся «плавучих аэродромов». Приоритетным принципом оставались скорость и самолетовместимость. По мнению специалистов британского флота, авианосец должен был действовать в составе крейсеров для своего прикрытия и обладать достаточной скоростью, чтобы уклоняться от боя с линкорами.

авианосец «Glory»

С учетом новых задач следующие авианосцы различных стран создавались без усиленной защитной брони и без главной артиллерии. Это позволило увеличить самолетовместимость, скорость хода и улучшить противовоздушную оборону за счет усиления зенитной артиллерии. В Англии с подобными характеристиками был построен авианосец «Glory » переоборудован из легкого линейного крейсера в 1930 году. На нем впервые был применен большой свес, который позволил увеличить длину полетной палубы до 240 м и бронирование ангаров.

авианосец «Glory»

Технические характеристики авианосца «Glory »:
Длина - 240 м;
Ширина - 27 м;
Осадка - 6,8 м;
Водоизмещение - 18600 тонн;
Судовая силовая установка - паровые турбины мощностью 90000 л. с.;
Скорость - 31 узел;
Вооружение:
Орудия 119 мм - 16;
Самолетов - 48;

Опыт войны показал, что возможности боевого применения воздушных сил в военно-морских операциях безграничны - ведение разведки, нанесение бомбовых и торпедных ударов по кораблям противника, прикрытие с воздуха конвои и нанесение ударов по береговым объектам. Воздушные силы стали неотъемлемой составной частью флота. Вклад американцев в боевой опыт был минимальным, однако за ними остался эксперимент - взлет и посадка самолета на палубу надводного корабля . Но развить возможности, заложенные в этой идее, в годы первой мировой войны довелось лишь англичанам. Совершенствование конструкции, гонка вооружения и желание превосходства над условным противником привели к развитию уникального типа корабля - авианосец . Но далеко не каждое государство может позволить себе постройку и дальнейшее обслуживание хотя бы одного авианосца, так как это дорогостоящее «удовольствие».