» »

Сравнение профориентации и профотбора в таблице. Профессиональный отбор. Предварительная отборочная беседа

25.04.2024

I. Процесс выбора профессий – это всегда критический момент в жизни личности, и он требует определённой психологической поддержки. Такую поддержку призвана осуществлять система профориентационной работы.

Под профориентацией понимается научно обоснованная система мероприятий призванная подготовить личность к общественно-полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с её интересами, склонностями и способностями и с учётом потребностей рынка труда.

Профориентация включает в себя две формы:

1. Профессиональное просвещение имеет своей целью выработку у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две формы проф. просвещения: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Профессиональная информация представляет собой ознакомление молодёжи с основными профессиями и специальностями. Предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Профессиональная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объёмов или реконструкциях производства. Проф. пропаганда способствует формированию активного отношения к проблемам современного выбора профессии.

2. Профессиональная консультация предполагает систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сфере проф. деятельности. Основной целью проф. консультации является исследование психологических и психофизиологических особенностей личности, особенностей её поведения в различных условиях.

II. Одна из основных прикладных задач в области психологии труда – это разработка, обоснования и применения системы профессионального психологического отбора специалистов.

Профессиональный отбор – это специализированная процедура, направленная на определение состояния степени развития совокупности психологических качеств личности, которые определяются требованиями конкретной профессии или специальности и способствуют успешному овладению и последующему эффективному выполнению трудовой деятельности. Другими словами, психологический профотбор – это процедура, направленная на выявление степени психологического соответствия кандидата определённой профессии.

III. Профессиональная пригодность – это совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в проф. труде. Профпригодность может быть абсолютной и относительной. Абсолютная профпригодность характеризуется непрерывными природными особенностями, которые с трудом поддаются формированию. Эти особенности зависят, прежде всего, от особенностей нервной системы. Относительная профпригодность включает качества, которые поддаются формированию, тренингу при соответствующих условиях и желании человека. Давая заключение о профпригодности, психологи опираются на информацию, полученную в ходе процедуры профотбора.

Профессиональный отбор - это определение пригодности человека к выполнению соответствующих профессиональных обязанностей.

Медосмотр с целью профессионального отбора обязателен только при поступлении на работы, связанные с такими профессиональными факторами производственной среды, которые могут оказать неблагоприятное влияние на ослабленное каким-либо заболеванием состояние здоровья работающего (см. ).

Комиссия, проводящая предварительные лиц, поступающих на работы, связанные с воздействием профессиональных вредностей, должна быть хорошо знакома С этими вредностями и знать процессы производства, на которое отбираются кандидаты.

При медосмотре дается заключение не только о состоянии здоровья обследуемого, но и о функциональном состоянии тех органов и систем, функции которых при выполнении намеченной работы могут быть подвергнуты действию профессиональных вредностей.

При обнаружении отклонений от нормы в состоянии здоровья обследуемых в решении вопроса о пригодности кандидата комиссия должна руководствоваться официальным списком медицинских противопоказаний к приему на работу.

Администрация предприятия не имеет права принимать на работы, связанные с возможным воздействием вредных факторов, лиц, не имеющих заключения медицинской комиссии.

В отличие от профессионального отбора, при котором отбираются люди, могущие работать в определенной профессии на данном производстве, существует так называемая профессиональная ориентация, при которой даются рекомендации профессий, наиболее подходящих данному человеку.

Профессиональный отбор (синоним: профессиональный подбор, профессиональная ориентация, профориентация) - выбор человеком трудовой профессии в соответствии с его пригодностью к ней.

На Барселонской международной конференции (1921) были утверждены два термина: профессиональный отбор (подбор) и профессиональная ориентация, что связано с двумя различными подходами к проблеме. При профессиональной ориентации исходным является человек с его индивидуальными физиологическими особенностями, для которого подбирается приемлемая профессия. При профессиональном отборе исходным является профессия с ее специфическими требованиями, с учетом которых подбираются люди.

Число лиц в СССР, впервые выбирающих себе профессию, с каждым годом увеличивается. Основным в СССР является принцип профориентации. Осуществление ее в сочетании с научно обоснованной помощью различных специалистов в перспективе должно обеспечить не только выявление у подростков лучших физиологических свойств организма, соответствующих требованиям той или иной профессии, но и способствовать раскрытию талантов.

В настоящее время научно обоснованная помощь в выборе профессий приобрела большое значение, так как часть подростков, даже вполне здоровых, не может освоить некоторые профессии. Вместе с тем исключительно важную роль приобретает и профессиональная ориентация, которая включает осведомление, консультацию (в том числе медицинскую) и исследование (выявление критериев профессиональной пригодности). Осведомление должно проводиться еще в школе при участии инженеров, врачей, психологов и представителей общественных организаций. При правильно построенной работе по профессиональной ориентации подростки еще до выбора профессии могут получить полное представление не только о значимости той или иной профессии для государства, но и о требованиях, предъявляемых ею к организму человека.

Подростки вполне здоровые и подростки, имеющие какие-либо отклонения в состоянии здоровья, нуждаются в правильном выборе профессии, отвечающей интересам социалистического государства и самого подростка. Мед. работники долгое время
не могли оказывать помощи в выборе профессии здоровым подросткам и по существу обслуживали лишь лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья (составляющих 10% всех подростков). На что подросток способен, каковы его физиологические возможности - эти вопросы даже не ставились. Подростка лишь предостерегали от профессий, могущих вредно подействовать на его здоровье.

Такое положение объяснялось отсутствием физиологических критериев профессиональной пригодности подростков, позволяющих выявить, на что способен данный человек. В настоящее время выявлены физиологические критерии профессиональной пригодности для многих профессий. Врачи получили возможность оказывать эффективную помощь в выборе профессий как здоровым, так и лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья.

Как известно, профессиональная пригодность определяется соответствием физиологических свойств организма и требований, предъявляемых к нему профессией. Отсутствие такого соответствия обусловливает профессиональную непригодность. Недоучет профессиональной непригодности приводит к смене профессий, а у лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья,- и к ухудшению состояния в процессе труда. Так, если направить подростка с гипертонической болезнью 1-й стадии, не имеющего указанного выше соответствия, на сборку изделий из мелких деталей, то в результате длительных попыток освоить эту профессию болезнь может обостриться; у профессионально пригодного подростка с таким же заболеванием может наступить даже улучшение. Следовательно, медицинская консультация, являющаяся важнейшим разделом профессиональной ориентации, должна рекомендовать такую профессию, требования которой соответствуют физиологическим возможностям организма, правильно оценивая показания и противопоказания.

См. также Медицинские осмотры.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных и психофизиологических особенностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии, которая наиболее соответствует его индивидуальным возможностям. Оказание помощи в выборе профессии учащимся старших классов имеет большое государственное значение. Соответствие профессии интересам и способностям человека приносит ему большое моральное удовлетворение и делает труд более производительным. Если такого соответствия нет, труд часто пре­вращается в тяжелую необходимость, вызывает чувство неудовлетворенности, в результате чего производительность его весьма невелика.

Профессиональный отбор - это система мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Различают относительные и абсолютные специальности. Относительными может овладеть каждый человек. Абсолютные специальности предъявляют особые, более высокие требования к психофизиологическим качествам человека, и поэтому они не всем доступны. Именно к абсолютным специальностям особенно необходимо определять пригодность человека. Примеры абсолютных специальностей - работа летчиков, космонавтов, подводников, водителей автомобилей и других наземных транспортных средств, операторов сложных систем управления.

Профессиональный подбор - часть профотбора, его задача - выявление лиц, которые по своим индивидуальным особенностям наиболее соответствуют отдельным видам той или иной деятельности в рамках конкретной специальности. Определение пригодности человека к деятельности водителя при поступлении в автошколу является профотбором, а определение пригодности к работе водителем автобуса, таксомотора, грузового автомобиля при работе на маршрутах большой протяженности или испытателем новых автомобилей - профподбором.

Профессиональный отбор и подбор включают в себя:

1. Медицинский отбор. Его задача - выявление и отстранение от обучения или работы лиц, которые по состоянию здоровья непригодны к соответствующей деятельности. Медицинский отбор регламентируется документами, разработанными Министерством здравоохранения РФ.

2. Образовательный отбор. Позволяет выявлять и отстранять от обучения лиц, знания которых недостаточны для овладения данной специальностью. Для овладения специальностью водителя автомобиля достаточно даже неполного среднего образования, поэтому этот вид отбора большой роли не играет.

3. Социальный отбор. Позволяет своевременно выявить и отстранить от обучения лиц, морально-нравственный облик которых не соответствует требованиям той или иной профессии. Так, например, не допустить к работе водителем безответственных, недисциплинированных, легкомысленных, эгоистичных, ведущих аморальный образ жизни людей, которые не способны соблюдать не только ПДД, но даже общепринятые нормы общественной жизни.

4. Психологический отбор. Проводится для выявления лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской профессии. Своевременное отстранение их от обучения или водительской деятельности позволяет повысить надежность водителей.

Необходимость такого отбора, определяется и тем, что диапазон психологических возможностей людей довольно широк. Так, например, по скорости двигательных реакций на зрительный раздражитель люди отличаются друг от друга почти в 4 раза, по объему периферического зрения (возможности зафиксировать перемещающуюся точку «краем глаза», т. е. на максимальном удалении от центра оси зрения) - в 1,2 - 1,3 раза (разброс показателей находится в пределах 120 - 130°), по количеству перерабатываемой информации в единицу времени - в 2 -3 раза (от 5 - 6 до 14 - 18 бит/с) и т. д

Опыт введения психологического отбора специалистов операторского профиля показал его высокую производительную и экономическую целесообразность. По обобщенным данным В. П. Зинченко, Г. М. Зараковского и др., психологический отбор позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30 - 50 %, увеличить надежность систем управления на 10 - 25 %, сократить аварийность на 40 - 70%, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30 - 40 %.

Психологический профессиональный отбор впервые был использован в Европе на рубеже XIX - XX вв. и большое распространение получил во время и после Первой мировой войны. Особенно эффективно использовался психологический отбор в авиации. Так, в США с помощью психологического отбора отсев по летной неуспеваемости был снижен с 75 до 36 %, что позволило сэкономить около 1 млн. долларов на каждых 100 успешно закончивших обучение летчиках.

В настоящее время психологический отбор водителей автомобилей проводится почти во всех странах с высоким уровнем автомобилизации. Эффективность его подтверждается следующими данными. В Австрии отстранение от работы водителей, показавших отрицательные результаты при психологическом обследовании, привело к сокращению ДТП на 3 тыс. в год и уменьшению материального ущерба на 200 млн. шиллингов. В Парижской транспортной компании за 10 лет после введения психологического отбора водителей при увеличении парка автомобилей на 30 % количество пострадавших в ДТП, которые произошли по вине водителей, сократилось на 30 %. По данным Нижегородского НИИ гигиены и профпатологии Госсанэпиднадзора Российской Федерации, внедрение психологиче­ского отбора позволяет снизить затраты на обучение в 2 - 3 раза, уменьшить текучесть кадров на 10-16 %, снизить число аварий на 45 %.

Психопрофилактика - аутогенная психомышечная тренировка. Среди методов, которые дают возможность защитить психику человека от вредных действий и настроить ее на преодоление трудности, стрессовых состояний, на первом месте стоит психическая саморегуляция.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

К психологическим средствам восстановления работоспособности принадлежат психотерапия, психопрофилактика и психогигиена.

Различные воздействия на организм через психическую сферу с уче­том терапии, профилактики, гигиены носят информативный характер, сигналы - носители информации, продуцируются психикой непосред­ственно или косвенно. Этим и отличаются данные воздействия от других средств, например, фармакологических. Психотерапия включает мышечную релаксацию, специальные дыхательные упражнения, а также гипнотерапию.

Психическая саморегуляция - это действие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих им воображаемых образов. Следова­тельно, слова, речь, воображаемые обиды условно-рефлекторным путем влияют на функциональное состояние различных органов и систем положительно или отрицательно,

В конце XIX - в начале XX ст. в Европе и в Северной Америке усиливается интерес к индийской культуре, в частности - йоги. Возникло мнение перенести на европейскую почву учение йоги, применяя его к меди­цинским потребностям. Первым, кто смог это сделать, был Йоган Генрих Шульц(1886-1970 г. г.), который, начиная в 1909 г., опубликовал много трудов, посвященных аутогенной тренировке, в частности своеобразной модификации приемов йоги.

Аутогенная тренировка построена на учении йоги, самовнушении и в фракционном гипнозе. Это деление искусственное, потому что приемы взаимно переплетаются. При помощи аутогенной тренировки мы сознательно раскрываем в себе резервы, которые преимущественно не используются.

Аутогенная тренировка, за Щульцом, состоит с двух степеней: низшей и высшей. На низшей степени усваивают формулы, при помощи которых можно научиться руководить своими внутренними органами, сосудами, отдельными функциями печени, сердца и т. д. После этого переходят ко второй степени, в результате чего можно научиться руководить своими чувствами, мыслями, вызывая в себе те или иные ощущения.

Аутогенная психомышечная тренировка преследует цель научить человека сознательно корректировать некоторые автоматические процессы в организме. Ее можно применять с целью восстановления сил перед рабочим днем, в перерывах, а также после рабочего дня. Для снятия чувства тревоги, страха есть определенные формулы, тесты. Для более быстрого восстановления сил после усталости рекомендуется исполь­зовать внушенный сон. Человек должен научиться погружать себя на определенное время в сон и самостоятельно выходить из него бодрым. Длительность внушенного сна от 20 до 40 мин.



Психогигиена включает искусство взаимоотношений между людьми, духовную гармонию Человека и Природы, комфортные условия быта, различные виды отдыха. По Р. Хьюсману и Д. Хетфилду, во взаимо­отношениях между людьми доминирующим является фактор справедли­вости. Трудности, которые возникают в этой сфере можно свести до востребования: как нам удается или не удается сохранить справедливость? Авторы приводят основные причины разрушения взаимоотношений между людьми: 1. Неправильная психологическая «валюта». «Не полу­чить того, что ты хочешь, - почти то же самое, что не получить совсем ничего», - сказал Аристотель. Одной из причин, по которой нам трудно сберечь равновесие в отношениях, является именно то, что мы используем не понятную другим, и не соответствующую к условиям психическую установку.

Существуют определенные трудности в выборе правильной психоло­гической установки и в семейных отношениях. Наиболее высоко в семей­ных отношениях ценятся доверие, любовь, уважение, общение и умение выслушивать партнера.

Очень часто мы пользуемся неправильной психологической уста­новкой, ибо применяем «золотое» правило «Делай для других то, что ты бы хотел, чтобы другие делали для тебя». Но обычно у нас нет никаких доказательств того, что другие хотят того же, что и мы. Для сохранения справедливости во взаимоотношениях и достижения правильной психоло­гической установки желательно следовать несколько модифицированному правилу «Делай для других то, что они хотели бы, чтобы ты сделал для них ».

2. Крах доверия. Доверие является основой взаимоотношений - на работе, в семье, с друзьями и с детьми. К сожалению, доверие - это то, что мы ожидаем от других, но сами весьма неохотно вкладываем в отношения. Одной из причин, мешающей нам доверять другим, является наше предпо­ложение, что все остальные хотят иметь выгоду. Кроме того, доверие в отношениях приходит не сразу. Мы не слишком доверчивы, пока другая сторона не докажет, что ей можно доверять, и, наконец, мы с трудом доверяем другим потому, что доверие - очень хрупкое чувство. В то время как для установления доверительных отношений требуется значительное время, разрушить их ничего не стоит.

3. Скрытые, внутренние ожидания. Часто человек не делает чего-либо только потому, что мы не говорим ему, чего мы хотим. Наши ожидания относительно ее действий являются скрытыми. Весь наш опыт (на работе, дома и в других ситуациях) формирует ожидание, на основании которых мы пытаемся предсказать действия других людей.

Огромный вклад в формирование полноценных взаимоотношений между людьми сделал известный во многих странах мира труд Д. Карнеги «Как находить друзей и влиять на людей».

Духовная гармония Человека и Природы воплощена в учении Порфирия Иванова. Полстолетия своей жизни П.К. Иванов посвятил делу оздоровления, поиску путей к пониманию природы человеческого здоровья. Он оставил нам знание и мудрость, надежду страдающим, методы, которыми он щедро делился со всеми. Стержнем учения Порфирия Иванова является памятка - своеобразная «сердечная просьба» под названием «Детка», в основе ее 12 положений способов человеческой жизни.

1. Дважды на день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся где можешь: в озере, реке, ванне, становись под душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание завершай холод­ным. Важна не длительность купания, а регулярность. Могущественная, но кратковременная доза холодного действия на организм усиливает обменные процессы, повышает защитные силы организма. Вылив на себя одно или два ведра воды, можно согреться. После купания лучше не вытираться, а обсохнуть на воздухе. Можно при этом выполнять физи­ческие упражнения.

2. Перед купанием или после него, а если можно, то и во время с ним выйди на природу, стань босиком на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 мин. Вдохни через рот несколько раз воздуха и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Пытайся хотя бы раз в неделю обходиться без еды и воды, с пятницы (с 18-20 ч) к воскресению (12 ч). Если тебе тяжело, то держись хотя бы сутки,

Система не предусматривает обязательного голодания. Речь идет о сознательном воздержании от еды и воды после «сытых» дней. За 42 ч. воздержания организм полностью очищается от шлаков, и только - при активном движении, на лоне природы. Люди, которые живут по системе, худеют только тогда, когда имели избыточный вес, и наоборот, добирают веса, если были худыми. Нервная система сама начинает стремиться к гармонии.

5. В 12 ч. дня в воскресенье выйди на природу босиком, подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего тела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится. Относительно еды система не имеет ограничений. Важно только не загружать желудок, кушать без спешки, тщательно пережевывать пищу.

6. Люби окружающую природу. Не плюй кругом и не выплевывай с себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.

Не нужно избавляться от мокроты, слюны, ибо вместе с продуктами распада выведешь из организма вещества, необходимые для перева­ривания еды, и антитела - защитные силы в борьбе с болезнью. Целая фабрика иммунитета тратит энергию на образование мокроты. Выбрасы­вать эту энергию неумно.

7. Здоровайся со всеми вокруг и всегда особенно с пожилыми людьми. Хочешь иметь в себе здоровье - здоровайся со всеми. Бездуховный человек превращается в неполноценное создание.

8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обижен­ному, нищему. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем.

9. Преодолей в себе жадность, лень, самодовольство, корыстолюбие, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не бери близко к сердцу несправедливмх мыслей. Человеческие недостатки так или иначе влияют на здоровье, ибо физио­логия человека зависит от психики, а все, отрицательное, влияет на нервную систему, содействует заболеванию.

10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, немощи, смерти. Это твоя победа. Постоянные мысли о недомогании развивают в человеке мнительность, ведут к усилению болезней как в физическом, так и в мо­ральном плане.

11. Мысли не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай.

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвастайся и не возвеличивайся в этом. Будь скромным.

Нужно выполнять все правила: только комплексное соблюдение системы гарантирует полное выздоровление. Знаниями с людьми нужно делиться искренне. Став здоровым, помоги другому. Только взаимо­помощь способна возвратить здоровье людям.

Для безопасного труда важным является выбор человеком такой профессии, которая лучше всего отвечала бы его психофизиологическим возможностям. В различных отраслях производства люди часто не могут овладеть некоторыми профессиями, хотя успешно овладевают другими, технологически не менее сложными. Один работник в течение многих лет ни одного раза не был травмирован, а другой при этих же условиях несколько раз в течение года. Это объясняется антропологическими, физиологическими или психологическими особенностями или недостатка ми человека, которые в отдельных ситуациях могут приводить к возникно­вению опасности. Они являются постоянными или временными (ухудше­ние слуха и зрения, притупление реакции и ориентации, неумение сосредоточиться, плохая координация движений, плохая память и тому подобное). Для безопасного труда, повышения его эффективности и успешного подбора кадров необходимый профессиональный отбор, базирующийся на научно-обоснованных требованиях, которые предъяв­ляются к человеку различными профессиями.

Например, отбор и дальнейший контроль профессиональной пригод­ности для таких специальностей как монтажники и машинисты башенных кранов, желательно проводить с помощью медицинских тестов, таких как в авиации и на железнодорожном транспорте. Для этих профессий необходимо, чтобы зрительно-двигательные реакции были устойчивыми, вестибулярный аппарат был в норме. Работники, психофизиологические особенности которых не отвечают требованиям той или иной профессии, на практике постоянно будут сами подвергаться опасности и создавать опасные ситуации для других. Поэтому умение определить склонность людей к той или другой профессии является необходимым для обеспечения жизнедеятельности.

Каждый человек должен понять значение правильного выбора профессии, осознать необходимость согласования его с интересами обще­ства. В то же время каждый человек имеет право на выбор профессии, рода занятий и труда в соответствии с призванием, способностью, профес­сиональной подготовкой, образованием и с учетом потребностей общества. Отсюда вытекает, что выбор профессии должен быть не только свобод­ным, но и в полной мере осознанным, отвечать как интересам личности, так и интересам общества.

Если выбор профессии оказался случайным, то в дальнейшей трудо­вой деятельности реализуется, по обыкновению, нетипичные и несуще­ственные для данной личности возможности, в результате чего наступает неудовлетворенность или апатия к работе. Если в процессе труда человек может реализовать и активизировать наиболее четкие и характерные для нее черты, наступает духовная гармония. Последнее возможное только в том случае, если требования профессии, содержание труда совпадают с индивидуальными особенностями и возможностями личности.

Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к будущей деятельности, выберет профессию, оценит свои способности, определит свою пригодность, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы.

Помочь людям выбрать жизненный путь, адаптироваться к профес­сии, повлиять на рациональное распределение трудовых ресурсов призва­на система профориентации.

Профессиональная ориентация - это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединенных общностью цели и един­ством управления: профессиональное просвещение; профессиональная активизация, профессиональная психодиагностика, профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация и профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение предусматривает вооружение совокупностью знаний об особенностях различных профессий, условиях правильного выбора одной из них; воспитание положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирования мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности.

Профессиональное образование объединяет профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Цель их - сообщение человеку определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информирование о способах и условиях овладевания ими, пропаганда общественной значи­мости наиболее необходимых на данное время профессий.

Не менее значимым компонентом профориентации является развитие интересов и склонностей людей в различных видах профес­сиональной деятельности. Оно складывается из таких важных элементов, как формирование и воспитание профессиональных интересов, воспи­тание уважения к определенной профессии, любви к труду.

Целью профессиональной психодиагностики является изучение личности с целью профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную напра­вленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация имеет целью установление соответ­ствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Различают такие виды консультаций: справочные, в ходе которых выясняют пути трудо­устройства, требования к приему на работу, возможности овладения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты, перспективы профессионального роста; формирующие, цель которых осуществлять руководство, коррекцию выбора профессии; медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья человека, его психофизиоло­гических свойств в отношении к избираемой профессии, если необходимо, переориентацию в другую или близкую к избираемой сферу деятельности.

Профессиональный отбор осуществляется в специальных лабора­ториях и по преимуществу к тем профессиям, которые связаны с усло­виями труда максимальной трудности. Цель профессионального отбора - выявление пригодности человека к конкретному виду труда. Если у претендента обнаруживают отсутствие хотя бы одного профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Такой шаг нужен, чтобы оградить человека от нежелательных, возможно серьезных послед­ствий стихийного отбора. При осуществлении профотбора предпочтение оказывается тем претендентам, которые имеют более высокий уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития.

Следует отличать профотбор от профподбора. При проведении профотбора подбирают наиболее соответствующую данной профессии личность, т.е. идут от профессии к личности, а при профподборе подбирают соответствующую данной личности профессию, т.е. идут от личности к профессии.

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация, представляющая собой активный процесс приспо­собления человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успешность профессиональной адаптации - один из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохра­нением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профес­сиональной деятельности, совпадением общественной и личной мотива­ции труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной.


ТЕМА: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ПРИРОДНЫЕ СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ)

План: 1.Классификация стихийных бедствий и этапы борьбы с ними.

2. Лучистая энергия Солнца и жизнедеятельность человека.

3. Сильные ветры.

4. Атмосферные разряды.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И ЭТАПЫ БОРЬБЫ С НИМИ

Согласно номенклатуре аварий и катастроф, предложенной ВОЗ, различают:

а) стихийные бедствия - метеорологические бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, засуха и т. п.; топологические (наводнения, снежные обвалы, оползни и т. п.; теллурические и тектонические (земле­трясения, извержения вулканов).

б) аварии - выход из строя технических сооружений (плотин, туннелей, зданий, шахт), пожары, кораблекрушения, крушения поездов, отравление воды в системах водоснабжения и т. п.

Только аварии являются антропогенными катастрофами, а все осталь­ные - стихийными бедствиями. По определению ВОЗ, катастрофа - это ситуация, представляющая неожиданную, серьезную и непредвиденную угрозу для здоровья людей. Комитет ВОЗ по проблемам современного общества определяет катастрофы как явления природы или акции человека, представляющие и несущие угрозу для человеческой жизни в такой степени, что вынуждает их обратиться за помощью извне. Есть и другие, более краткие формулировки: «Катастрофа - это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно».

В зависимости от характера действия стихийные бедствия подразде­ляются на мгновенно распространяющиеся (землетрясение) и постепенно распространяющиеся (ураганы, бури, наводнения, пожары). Если при последних имеется возможность провести достаточно широкий комплекс предупредительных работ не только в период до непосредственной угрозы возникновения стихийного бедствия, но и за время от предупреждения до воздействия сил стихии, то при первых речь может идти о восстанови­тельных работах или о постоянных работах профилактического порядка не в конкретном месте землетрясения, а в достаточно широкой сейсми­ческой зоне.

Существует градация стихийных бедствий и по возможности их локализации. К постепенно локализуемым стихийным бедствиям можно отнести, например, пожары, наводнения, солевые потоки, к нелокализуемым - ураганы, бури, цунами.

Как правило, борьба со стихийными бедствиями имеет три этапа:

Первый этап - проведение профилактических работ, главной целью которых является не допустить возникновения стихийного бедствия, если это возможно, или уменьшить его последствия, если беда неминуемая. Такие работы проводятся задолго до начала воздействия сил стихии и могут охватывать весьма продолжительный отрезок времени.

Второй этап - работы с локализации, а в ряде случаев и по ликви­дации стихийного бедствия в период его воздействия. Цель этих работ - максимально уменьшить зоны наиболее тяжелых последствий, свести их к минимуму, оказать своевременную помощь пострадавшим, срочно ликвидировать наиболее опасные аварии.

Третий этап - ликвидация последствий стихийного бедствия после того, как силы стихии успокоились. На этом этапе продолжают оказывать помощь пострадавшему населению и проводят обширный комплекс восстановительных работ. Продолжительность этапа зависит от объема возникших разрушений, и в большинстве случаев он длится значительное время, иногда несколько лет. Наиболее сложен и ответственен второй этап, так как приходится работать в условиях непосредственного воздействия разбушевавшихся сил. Наиболее трудоемок третий этап.

Опыт показывает, что наиболее тяжелая обстановка возникает там, где царят благодушие, неорганизованность, отсутствие необходимых знаний у людей, оказавшихся в зоне стихийного бедствия.

При определенных обстоятельствах разбушевавшаяся стихия становится неподвластна человеку, на продолжительное время своим разрушающим действием охватывает огромные пространства, опустошая все вокруг, неся людям горе и страдание. Стихийное бедствие - явление природы, носящее чрезвычайный характер и приводящее к резкому нару­шению нормального образа жизни больших групп людей, к повреждению, а иногда к уничтожению значительных материальных ценностей. В ряде случаев стихийные бедствия вызывают гибель людей или наносят суще­ственный ущерб их здоровью.

Так, за данными Международного общества Красного Креста, стихийные бедствия за 100 последних лет забрали более 11 млн. чело­веческих жизней, в том числе от наводнений - 9, от ураганов - 1, от землетрясений - 1. В последние годы наблюдается тенденция роста чи­сленности пострадавших от стихийных бедствий, определяемая в первую очередь общим ростом численности населения Земли и освоением ранее нежилых районов, наиболее часто подвергающихся воздействию сил стихии. Картины после некоторых стихийных бедствий может быть сра­внима лишь с последствиями современной войны, и для ликвидации их прилагаются усилия многих стран мира. И хотя человечество не может мириться с последствиями разбушевавшихся сил стихии, на сегодня оно вынужденно в большинстве случаев выполнять пассивную роль, проводя лишь комплекс работ по ликвидации таких последствий.