» »

Аварийный контракт на охрану по 44 фз. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Требования к закупаемым товарам

03.03.2024

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А40-102524/2015
г. Москва
21 августа 2015 г.

Резолютивная часть объявлена 20 августа 2015 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

председательствующего- судьи Корогодова И.В. (139-841),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Асадовым Б.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ФГКУ "Санаторий "Дубрава" ФСБ России

к УФАС по Московской области

о признании недействительным решения

в заседании приняли участие:

От заявителя - Бронзова Т.С., дов. от 27.07.2015 г. № 24/МД-1395; Кириллов В.Н.,

Дов. от 18.08.2015 г. № 24/МД-1536

От ответчика – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв и материалы антимонопольного дела не представлены.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает требования подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение УФАС по Московской области от 23.01.2015г. по делу № 07-07-15553/15 о нарушении закнодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (проверено на соответствие Федеральному закону от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Корогодов

Суд:

АС города Москвы

Истцы:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САНАТОРИЙ "ДУБРАВА" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Ответчики:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Дата: 15.05.2017

Одним из случаев, предусмотренных в 44-ФЗ для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), является закупка определенных ТРУ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и в случае, если применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно 1 .

Осуществляя такую закупку, заказчику необходимо отдавать себе отчет в следующем:

Во-первых, следует помнить, что данный случай не относится к закупке тех ТРУ, которые включены в перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера 2 . Этот перечень достаточно широк и включает в себя несколько десятков наименований ТРУ (посуда, моющие средства, дрова, палатки, крупы, сахар, постельное белье, обувь, одежда, лекарственные препараты и материалы, медицинские изделия, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и т.д.), которые должны закупаться через запрос котировок с ежегодным предварительным отбором участников закупки 3 . Таким образом, круг тех ТРУ, которые можно закупить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) изначально сильно ограничен. Кроме того, в законе установлено, что осуществить такую закупки заказчик вправе только в том количестве (объеме), которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме 1 . Отметим, что на практике чаще всего такие закупки касаются проведения строительно-ремонтных работ (их в указанном перечне нет).

Во-вторых, следует четко понимать критерии отнесения ситуации, в которой осуществляется закупка, к случаям, в которых такая закупка допускается. Последовательно разберем определение этих случаев с точки зрения правовых формулировок более подробно.

  1. Авария - «опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде» 4 . Помимо этого в нормативно-правовой базе существует ряд определений понятия «авария» более частного характера - например, «промышленной аварией» считается «разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ» 5 , «аварией на аттракционе» - «разрушение аттракциона или его критичного компонента, создающее непосредственную угрозу для жизни или здоровья людей либо причинившее вред жизни или здоровью человека» 6 и т.д. - с определениями понятий различных видов аварий можно, например, ознакомиться в терминологических разделах справочно-правовых систем.
  2. Чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера 7 - «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».
  3. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) 8 - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта). В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. При этом к таким обстоятельствам не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.
  4. Медицинская помощь в экстренной форме (экстренная медицинская помощь) 9 - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
  5. Медицинская помощь в неотложной форме (неотложная медицинская помощь) 9 - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
  6. В-третьих , следует понимать иные признаки той ситуации, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Собственно, с этим моментом и возникает на практике большинство спорных ситуаций.

    К сожалению, какое-либо нормативно закрепленное описание таких признаков отсутствует как в самом 44-ФЗ, так и в его подзаконных нормативных правовых актах. Поэтому здесь стоит обратить внимание на определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № ВАС-9962/13, в котором указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости, при этом суд исходил из того, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным. На содержание данного судебного определения неоднократно обращает внимание и Минэкономразвития РФ 10 .

    Для наглядности рассмотрим ситуацию , о которой идет речь в указанном выше судебном определении. В апреле-мае 2011 г. Управление Россельхознадзора по Приморскому краю в ходе проводимых им проверок обнаружило партию мяса в объеме 400 тонн, которая была признана некачественной и опасной из-за разморозки вследствие длительного хранения с нарушением температурного режима, о чем управлением были приняты соответствующие постановления. Данная мясная продукция была запрещена к использованию и обращена в собственность государства на условии последующего уничтожения. В ноябре 2011 г. управление без проведения торгов заключило контракт с ООО «Торговый дом «Турмалин» на уничтожение этой продукции, цена контракта составила более 77 млн. руб. Причиной для осуществления данной закупки без проведения торгов управление сочло то, что затраты времени на проведение торгов могли бы вызвать дальнейшую порчу хранимой продукции и усугубление опасной ситуации. Однако краевая прокуратура, а вслед за ней и суды различных инстанций (вплоть до Верховного суда РФ) признали неправомерность заключения этого контракта и его недействительность на основании того, что уже в апреле 2011 г. на момент поступления продукции в его распоряжение управление имело возможность прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени.

    Приведем и еще более свежий пример - в августе 2016 г. в Забайкальском крае муниципальный заказчик заключил контракт с единственным подрядчиком на выполнение работ по завершению строительства объекта капитального строительства (многоквартирного жилого дома) на сумму 55 млн. руб. в целях предупреждения чрезвычайной ситуации и угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, проведения работ по завершению строительства и переселению граждан из указанного аварийного жилого фонда. Однако органы прокуратуры, а затем и ФАС сочли, что оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком здесь не было, так как заказчик имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, учитывая состояние и изношенность объектов жилого фонда, а, кроме того, не имел оснований для применения правил о непреодолимой силе, аварии, чрезвычайной ситуации, так как событие это являлось долгосрочным и прогнозируемым (решение о введении режима чрезвычайной ситуации на аварийном жилом фонде было принято заказчиком за 2 месяца до заключения контракта - в июне 2016 г.) 11 . В соответствии с принятым решением заказчик был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб. 12 .

    В целом, можно сделать вывод, что суды и ФАС, рассматривая подобные ситуации, принимают такие решения не в пользу заказчиков в том случае, если между возникновением аварийной или чрезвычайной ситуации и заключением контракта прошло время, достаточное для осуществления закупки через конкурентные способы. Подтверждением этому может быть еще один пример. В июле 2016 г. в Курганской области муниципальный заказчик заключил контракт с единственным подрядчиком на выполнение работ по капитальному ремонту центральной водопроводной сети, цена контракта составила 4 млн. руб. Причина заключения контракта - возникновение аварийной, а затем и чрезвычайной ситуации в одном из населенных пунктов, причем решение о введении режима чрезвычайной ситуации было принято еще в мае 2016 г. ФАС решил, что поскольку контракт был заключен по истечении более 1 мес. после объявления чрезвычайной ситуации, то это не указывает на неотложность проведения работ, и поэтому оснований для заключения контракта с единственным подрядчиком у заказчика не имелось 13 .

    В-четвертых , важно знать, какие специальные сопроводительные процедуры необходимо выполнить заказчику при осуществлении такой закупки. Первой специальной процедурой является предварительное составление документально оформленного отчета с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также с обоснованием цены контракта и иных существенных условий контракта 14 . Второй процедурой является уведомление ФАС о такой закупке не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта (так что мимо внимания ФАС случаи таких закупок проходить не должны), также о такой закупке регионального или муниципального уровня необходимо уведомить соответственно орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок (в последнем случае срок направления уведомления не установлен) 15 . При этом к уведомлению должна прилагаться копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

    1 П. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    2 Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 № 1765-р

    3 Ст. 80-82 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 № ОГ-Д28-1230

    4 П. 2 ч. 2 ст. 2 Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    5 Ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

    6 П. 8 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов» (ТР ЕАЭС 038/2016), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 114.

    7 Ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    8 Ч. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденного Постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14.

    9 Раздел II Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273.

    10 См., например, Письма Минэкономразвития России от 09.12.2016 № Д28и-3224, от 22.11.2016 № Д28и-3075, от 06.02.2017 № ОГ-Д28-1230.

    11 Решение ФАС России от 03.02.2017 по делу № 88/2016 г/з.

    12 В соответствии с ч. 2 ст. 7.29 КоАП - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

    13 Решение Курганского УФАС России от 02.10.2016 № 37.

    14 Ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    15 Ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам заключать контракт с , когда речь идет о приобретении товаров (работ, услуг) для ликвидации последствий аварии и других чрезвычайных ситуаций (). Такие закупки имеют три отличительных признака:

  1. Приобретаемая продукция не входит в Перечень (Распоряжение Правительства РФ № 1765-р от 30.09.2013).
  2. Использование конкурентных торгов нецелесообразно из-за временных затрат.
  3. Количество и объем продукции рассчитываются, исходя из необходимости ликвидировать только негативные последствия.

Что же такое авария с точки зрения законодательства? В законе о контрактной системе нет определения данного термина. Однако он встречается в других актах.

Так, согласно п. 2 ч. 2 ст. 2 № 384-ФЗ, под аварией понимают происшествие техногенного характера, которое создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к повреждению и разрушению зданий и оборудования, нарушает транспортный и производственный процессы, а также наносит вред окружающей среде. В других документах даны определения специфичным видам этого понятия (например, авария на опасном объекте или радиационная). Но суть везде одна.

Такая процедура в силу вышеуказанных ограничений подразумевает несколько дополнительных этапов при ее организации.

Фиксируем факт

Первым делом необходимо задокументировать произошедшую катастрофу. Должностные лица заказчика могут уведомить руководство об этом событии (рапорты, служебные записки и т. п.). Также есть возможность получить справку о случившемся от МЧС.

Далее составляют акт на основании обследования поврежденного объекта. Форма такого документа зависит от специфики области, в которой работает заказчик. Федеральной таможенной службой специально разработан образец.

Так как на этом этапе оценивают масштаб понесенных убытков, то здесь определяют и объем продукции или работ, которые будут приобретать, а также рассчитывают .

Закон № 44 не устанавливает требования к выбору конкретного метода расчета цены. Поэтому заказчик может использовать наиболее подходящий из указанных в ч. 1 ст. 22.

Образец акта, утвержденный Федеральной таможенной службой

Проводим закупку

Специальных правил к самой процедуре закон не определяет. Поэтому договор можно заключить аналогично простым закупкам у единственного поставщика.

Однако перед заключением контракта заказчик должен составить , в котором даст обоснование невозможности или нерациональности применения других видов закупочных процедур. В таком документе аргументируется установленная начальная цена контракта и другие существенные условия.

Согласуем в ФАС

После проведения такой закупки заказчик обязан в течение одного рабочего дня с момента заключения сделки (ч. 2 ст. 93 № 44-ФЗ).

Приложениями к такому уведомлению служит сам контракт и его обоснование. Если закупка осуществлялась для региональных либо муниципальных нужд, то о ней нужно сообщить органу власти, который уполномочен контролировать закупки на соответствующем уровне.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.

Согласно п. 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразны. Заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Необходимо ли такую закупку вносить в план закупки и план-график? Обязательно ли для осуществления такой закупки авария должна быть природного или техногенного характера, или она может быть бытовой аварией (прорыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Упомянутая в вопросе норма может быть основанием для закупки товара (работы, услуги) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от того, является ли авария бытовой (прорыв трубопровода и т.п.) и вводится ли в связи с такой аварией режим чрезвычайной ситуации. Однако при оценке обоснованности применения этого основания при осуществлении закупки может иметь значение наличие у аварии характера чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях происшествия.
В связи с осуществлением такой закупки следует внести изменения в план закупок и в план-график. При этом изменения в план-график вносятся не позднее чем за один день до даты заключения контракта.

Обоснование позиции:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможна закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие в том числе аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с этим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, соответственно, в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Понятия аварии, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, непреодолимой силы в N 44-ФЗ не раскрываются.
Согласно Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) авария представляет собой опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Как следует из Закона N 384-ФЗ, под объектом в контексте п. 2 ч. 2 ст. 2 этого федерального закона может пониматься здание и сооружение любого назначения, в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. Сетью инженерно-технического обеспечения является совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, а системой инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности ( , Закона N 384-ФЗ).
В соответствии со Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Разъясняя вопросы применения Закона N 44-ФЗ, представители контролирующих органов со ссылкой на правовую позицию, изложенную в ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13, указывают, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным (смотрите, например, Минэкономразвития России от 09.12.2016 N Д28и-3224, от 19.09.2016 N , от 16.03.2016 N , от 15.03.2016 N , от 24.12.2014 N ).
В ФАС России от 17.06.2016 N 17/41463/16 со ссылкой на позицию судебной практики по вопросу о квалификации обстоятельств непреодолимой силы отмечается, что юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимаются исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
На основании изложенного полагаем, что закупка товаров, работ, услуг у единственного контрагента на основании Закона N 44-ФЗ возможна в связи с любой аварией, в том числе и бытового характера, если такая авария отвечает признакам, указанным в Закона N 384-ФЗ, или имеет характер чрезвычайного и непредотвратимого события, а применение других способов определения контрагента при таких обстоятельствах нецелесообразно, поскольку требует затрат времени. Такой аварией могут быть в том числе обрыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения. Аналогичное вывод был изложен в письма Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029 применительно к схожей по содержанию норме Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01.01.2014. В этом письме, в частности, было указано, что к непреодолимой силе, наличие которой обуславливает возможность закупки товаров, работ или услуг у единственного контрагента, можно отнести и ликвидацию аварий (например прорыв батареи отопления или канализации).
Такое же мнение высказывается в правоприменительной практике в отношении действующего правила Закона N 44-ФЗ ( Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 N 13АП-15029/15, постановление Смоленского областного суда от 07.08.2015 по делу N 4А-296/2015, постановление Московского УФАС России N 4-7.29-604/77-16 (опубликовано 09.09.2016), Оренбургского УФАС России N 06-05-27/2015 (опубликовано 01.12.2015)).
Однако очевидно, что квалификация того или иного события как аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы является оценочной и зависит от особенностей конкретной ситуации. Если заказчик объективно имел возможность спрогнозировать возникновение аварийной ситуации, антимонопольный орган может прийти к выводу о том, что применение нормы Закона N 44-ФЗ при закупке у единственного контрагента неправомерно ( ФАС России от 03.02.2017 N 17/9995/17). Полагаем, что подобный подход не в полной мере отвечает формулировке Закона N 44-ФЗ, в которой, как нам представляется, авария, чрезвычайная ситуация, непреодолимая сила и т.п. перечисляются в качестве самостоятельных оснований для применения указанной нормы. Из Закона N 44-ФЗ не следует, что принципиальная возможность предвидеть и предотвратить аварию исключает возможность осуществления закупки по основанию, предусмотренному этой нормой. Однако правомерность описанного выше подхода в настоящей консультации не рассматривается, а оценить вероятность его применения не представляется возможным.
Закон не ставит возможность закупки товара, работы или услуги на основании Закона N 44-ФЗ в зависимость от введения режима чрезвычайной ситуации в связи с аварией. Представляется, что признаки аварии или иной чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительного осуществления закупки товаров, работ или услуг для устранения ее последствий, могут иметь место независимо от совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления тех или иных действий в рамках ил полномочий, предусмотренных N 68-ФЗ. Поэтому, на наш взгляд, заказчик вправе применить такое основание закупки у единственного контрагента в случае аварии вне зависимости от введения режима чрезвычайной ситуации при возникновении этого происшествия.
По общему правилу изменения в план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд по каждому объекту закупки вносятся не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении контрагента или до даты заключения контракта (если в соответствии с N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки не размещается или приглашение принять участие в определении контрагента не направляется) (п. 9 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 553). Вместе с тем согласно п. 10 названных Правил в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Закона N 44-ФЗ изменения в план-график закупок вносятся не позднее чем за один день до дня заключения контракта.
Таким образом, в связи с закупкой товаров, работ, услуг на основании Закона N 44-ФЗ заказчик обязан внести изменения в план-график не позднее чем за один день до даты заключения контракта.
Правила формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (утверждены Правительства РФ от 05.06.2015 N 552) не называют закупку товаров, работ, услуг у единственного контрагента в соответствии с Закона N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для внесения изменений в план закупок. Однако пп. "и" п. 11 этих Правил предусматривает внесение изменений в утвержденный план закупок в случае возникновения иных (помимо прямо упомянутых в этом пункте) существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.
Поскольку в план закупок включается информация об объектах закупок, об объеме финансового обеспечения (планируемых платежах) для осуществления закупок (пп. "е" п. 1 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Правительства РФ от 05.06.2015 N 552), с нашей точки зрения, в связи с закупкой у единственного контрагента на основании Закона N 44-ФЗ заказчику следует внести изменения в план закупок, дополнив его сведениями о соответствующих объектах закупки и об объеме финансового обеспечения, предназначенном для их приобретения. В течение трех рабочих дней со дня изменения такого плана он должен быть размещен в ЕИС ( Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center и юрисконсульт B2B-Center .

Из этого материала вы узнаете, как учитываются требования Закона № 44-ФЗ при заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами, необходимо ли проводить экспертизу по контрактам, заключенным в 2013 году на 2014 год, кто из сотрудников заказчика вправе утверждать план-график и что считать этапом исполнения контракта.

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

В.Н. Королева

Таким образом, если единственный поставщик является естественным монополистом (например, предоставляет услуги по водоснабжению или водоотведению с использованием централизованных систем), то долю участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок рассчитывать не нужно ().

Однако, если единственный поставщик предоставляет услуги, не поименованные выше (например, услуги по реализации экскурсионных билетов и экскурсионных путевок в соответствии с ), то закупка на предоставление этих услуг уже будет учитываться при определении совокупного годового объема закупок для расчета доли участия субъектов малого предпринимательства ().

Каким образом необходимо учитывать требования Закона № 44-ФЗ при оплате труда внештатных сотрудников, с которыми заключается гражданско-правовой договор?

МКУ "УДМСиТ"; Элеонора Жемердей; Отдел спорта города Кургана;
ГБУ РК "Спортцентр инвалидов"; А.В. Скугутовская

На привлечение физических лиц по гражданско-правовому договору распространяются все общие требования Закона № 44-ФЗ о закупке работ и услуг. Закупку работ или услуг на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести без применения конкурентных процедур (). При этом ценой контракта необязательно должна быть цена годового договора – можно выплачивать вознаграждение физическому лицу в течение полугода, а потом заключить с ним новый контракт на следующие полгода.

Обращаем Ваше внимание на то, что при проведении закупки с физическим лицом (за исключением ИП или лица, занимающегося частной практикой, – адвоката, нотариуса и т.п.) заказчик обязан включить в контракт обязательное условие об уменьшении вознаграждения физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (). Иными словами, заказчик будет выступать налоговым агентом по отношению к физическому лицу.

Требование об обосновании начальной (максимальной) цены контракта при заключении контракта с физическим лицом сохраняется – Закон № 44-ФЗ не содержит исключений в этой части.

Кроме того, физическое лицо может выступать и единственным поставщиком при приобретении у него творческих услуг (), а также преподавательских услуг и услуг экскурсовода () – в этом случае закупка услуг у физического лица может производиться без конкурса.

Контракт с физическим лицом нередко заключается на небольшие суммы, поэтому следует помнить, что при закупке работ на сумму до 100 тыс. руб. заказчик может провести ее без применения конкурентных процедур (). Важно, что совокупный годовой объем "малых" закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем 50 млн руб. в год. При соблюдении этих требований можно привлекать по гражданско-правовому договору столько физических лиц, сколько необходимо заказчику.

Для оказания услуг государственной бюджетной организации по гражданско-правовому договору необходимо нанять сторожа-вахтера. Возможно ли заключение контракта с физическим лицом или же необходимо заключать договор с организацией, оказывающей подобные услуги?

Анастасия Колесникова

Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы?

Заливина, Кутищева Ирина Юрьевна; пользователь под ником "лайм спрайт"

С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе " "

Законом № 44-ФЗ не урегулирован вопрос о распределении между сотрудниками заказчика обязанностей по утверждению плана-графика. В тексте закона и подзаконных актов фигурируют формулировки "утверждается заказчиком" и "утверждается и размещается заказчиком в информационной системе" (например, ). Можно предположить, что утверждать план-график и изменения к нему должен руководитель заказчика, который вправе действовать от его имени без доверенности – в том числе размещать информацию о закупках в информационной системе, либо иное уполномоченное должностное лицо заказчика.

Такой вывод можно сделать на основе анализа , утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 (вступит в силу с 1 января 2015 года). Указанная Форма плана-графика предлагает оформлять утверждение плана-графика следующим образом:

Рис. Извлечение из Приложения к требованиям к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044

Что считать этапом исполнения контракта при формировании отчета об исполнении контракта на Портале закупок в рамках Закона № 44-ФЗ – ежемесячное оказание услуг либо четко определенные и зафиксированные в контракте этапы?

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .